Советы психолога

Психологический бюллетень для родителей

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему ребенку учиться с радостью и увеличит его желание ходить в лицей.

  • Молодец!
  • Хорошо!
  • Удивительно!
  • Гораздо лучше, чем я ожидал.
  • Лучше, чем все, кого я знаю.
  • Великолепно!
  • Прекрасно!
  • Грандиозно!
  • Незабываемо!
  • Именно этого мы давно ждали!
  • Это трогает меня до глубины души.
  • Сказано здорово − просто и ясно.
  • Остроумно.
  • Экстра-класс.
  • Талантливо.
  • Ты − одаренный.
  • Ты сегодня много сделал.
  • Отлично!
  • Уже лучше.
  • Ещё лучше, чем я мог подумать.
  • Потрясающе.
  • Замечательно.
  • Поразительно.
  • Неподражаемо.
  • Несравненно.
  • Красота!
  • Как в сказке.
  • Очень ясно.
  • Прекрасное начало.
  • Ты − просто чудо.
  • Ты на верном пути.
  • Здорово!
  • Ты в этом разобрался.
  • Ты ловко это делаешь.
  • Это как раз то, что нужно.
  • Я тобой горжусь.
  • Я просто счастлив.
  • Мне очень важна твоя помощь.
  • Работать с тобой − просто радость.
  • Ты мне необходим.
  • Для меня важно всё, что тебя волнует, радует, тревожит.
  • С каждым днём у тебя получается всё лучше.
  • Для меня нет никого, красивее тебя.
  • Научи меня делать так же.
  • Тут мне без тебя не обойтись.
  • Я знал, что тебе это по силам.
  • Ты мне нужен такой, какой есть.
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  • Я сам не смог бы сделать это лучше.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему ребенку, и вы с удовольствием продолжите список.

свернуть

Подросток: как стать к нему ближе?

Когда ребенок становится подростком

ему меньше всего хочется говорить родителями

по душам или выслушивать нежности.

Но значит ли это, что забота ему больше не нужна?

Еще пару лет назад вы бежали домой с работы, чтобы успеть покормить своего ребенка, поиграть с ним, поговорить и проверить уроки. Сейчас ни чего подобного не требуется: ваш ребенок ест сам; не выносит когда вы «лезете в его жизнь», большую часть времени проводит в Интернете и отправляется спать без вашей помощи. Ваша забота ему больше не нужна, а нежность раздражает. Значит ли это, что пора отойти в сторону?

Ни в коем случае – просто нужно найти новые способы общения. Подростку, так же как и маленькому ребенку, необходимо чувствовать заботу и внимание родителей. А переходный возраст - это самый подходящий момент для того, начать выстраивание других, взрослых отношений. Именно они станут основой для общения в будущем, когда ваш ребенок вырастет и будет самостоятельным.

Проводите время вместе

Бывает, что подростки и родители не могут провести и 15 минут без того, чтобы не поссориться. Кино, Интернет, игры, друзья – все это важнее вас и гораздо интереснее. А это значит, что нужно искать моменты для общения.

  • Говорите во время работы. Вы ли уговорите 15-летнюю дочь провести тихий семейный ужин в компании родителей – ей не интересно обсуждать взрослые проблемы, а когда вы пытаетесь узнать что-то о ее собственной жизни, она воспринимает это в штыки. Но попробуйте поговорить с дочерью, когда вы готовите ужин. Попросите ее помочь, например, нарезать овощи для салата или сделать начинку для пирога. Когда кажется, что главная задача – это приготовление еды, а разговор – это просто развлечение, подростку будет гораздо проще говорить с вами откровенно. Точно так же мальчики, скорее всего разговорятся с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.
  • Беседуйте по дороге. В машине вы с ребенком сидите не лицом к лицу, а рядом –плечо к плечу. И это тоже снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите подростку в глаза, он может чувствовать себя неуютно, и в результате откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, ребенок не чувствует тотального контроля и расслабляется. А кроме того, автомобиль – это нейтральная территория.  Если вы заходите в комнату к ребенку, усаживаетесь и пытаетесь поговорить по душам, это часто воспринимается как вторжение в личное пространство подростка. В машине этого можно не опасаться.
  • Поделитесь своими увлечениями. Попробуйте заинтересовать ребенка тем, что нравится вам. На первый взгляд может показаться, что рукоделие не слишком понравится девочке подростку, но, если вы подберете для нее красивые бусины и шнурки, научите делать браслеты и серьги, это совсем другое дело. Но даже если ребенку не понравится ваше хобби, не расстраивайтесь. В любом случае подростку полезно знать, что сфера маминых интересов не ограничивается приготовлением ужина и проверки уроков.
  • Интересуйтесь тем, что нравится ребенку. Если дети играют в музыкальной группе приходите на их концерты., если занимаются спортом, болейте за них на соревнованиях. Не отвергайте книжки, которые они читают – ведь по большому счету, если хотя бы что-то читают, это уже хорошо. Смотрите кино, которым интересуется ваш ребенок, - так вы хотя бы  будите понимать, какие проблемы его волнуют. Узнайте как можно больше о компьютерных играх, которыми он увлекается. Послушайте любимую музыку, какой бы странной она вам не казалась. У любой популярной группы можно найти одну - две композиции, которые вам нравятся. Вы увидите, как удивится и обрадуется ваш ребенок тому, что вы искренне разделяете его интересы.
  • Не бойтесь перехвалить.  Не забывайте, что родительское одобрение подросткам нужно не меньше, чем маленьким детям. Это значит, что иногда стоит просто понаблюдать за тем, чем занимается ребенок, и похвалить его.

Говорите с ребенком  

Те вопросы, которые мы обычно задаем подростку, чаще всего не вызывают ничего, кроме раздражения и желания защищаться. И, чтобы заново наладить контакт с собственным ребенком, вам придется проявить фантазию.

  • Не задавайте прямых вопросов.  «Как прошел день?» - «Нормально». На этом разговор закончится, развернутого ответа вы скорее всего, не получите. Психологи советуют вот такой прием: чтобы ребенок захотел с вами беседовать, его нужно заинтересовать. Как это сделать? Примерно так же, как вы попытаетесь привлечь внимание нового знакомого на вечеринке. Начните с общих вопросов о том, что  ребенка интересует. Комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.
  • Общайтесь виртуально. Взрослые могут искренне верить в то, что нет ничего лучше разговора по душам, когда вы смотрите друг другу в глаза, но у подростков на этот счет собственное мнение. И, чтобы вас услышали, придется освоить виртуальные способы связи. Пишите эсэмэски, осваивайте электронную почту, а также чаты. Вполне может оказаться, что на некоторые темы ребенок стесняется говорить, но писать о них вам он может.
  • Ищите подходящий момент. Учитывайте распорядок дня ребенка, его привычки и биологический ритм. Например, если ваш сын – сова и любит сидеть за компьютером, попробуйте тоже не ложиться спать. И, когда он придет на кухню, чтобы подкрепиться, вы можете не только накормить его бутербродами, но и поговорить по душам.
  • Не делайте поспешных выводов. Чаще всего подростки отказываются идти на контакт с родителями из-за опасения, что их не поймут, осудят или будут ругать. А потому, если ваша 13-летняя дочь говорит, что с кем-то встречается, не паникуйте раньше времени. «Встречаться» в вашем представлении может быть совсем не то же самое, что имеет в виду ваша дочка. Главное, что стоит осознать родителям: подросток – это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали. Поэтому не горячитесь и для начала выясните, что на самом деле происходит. С другой стороны, если ребенок рассказывает о «катастрофе», которая с ним приключилась (это может быть неудачная стрижка, несчастная любовь или вероломная подруга), не высмеивайте его, а отнеситесь к проблеме с должным пониманием. В будущем это даст ребенку уверенность в том, что к вам можно обратиться с более сложными вопросами.

7 «НЕ», о которых нужно знать каждому родителю

1. Не задавайте бесконечных вопросов, иначе ребенок почувствует себя подозреваемым.

2. Не передразнивайте ребенка и не проявляйте сарказма.

3. Не говорите, когда можно слушать.

4. Не оставляйте подростка без поддержки, когда ему трудно.

5. Не вычеркивайте друзей подростка из планов на выходные, даже если вам очень хочется просто побыть в кругу семьи.

6. Не используйте телефон и компьютер для того, чтобы шпионить за ребенком и выведывать тайны, которыми он готов поделиться.

Список литературы

Хорсанд Д.В. 20 самых глупых ошибок, которые совершают родители. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростками и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность. М.: «Генезис», 2008.

свернуть

Вы узнали о том, что между учителем и вашим ребёнком произошёл конфликт. Как правильно себя повести в сложившейся ситуации?

Если вы узнали о конфликте с учителем:

• Не ругайте ребенка, узнайте, в чем дело.

• Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным.

• Поговорите с учителем без претензий, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.

Школьники пока ещё не обладают дипломатическими способностями. Стоит ли ожидать, что в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти адекватное решение проблемы, не усугубляя её и не нанося ущерб своему здоровью? Если вы знаете, что у ребёнка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.

Задача папы и мамы – помочь разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

1. Оценка ситуации.

Не допускайте, чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребёнка сложились напряженные отношения с учителем:
-ребёнок пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
– ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.

2. Беседа с ребёнком.

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель вашего разговора с ребёнком – дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
– когда ребёнок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя, не прерывайте эту пламенную речь;
– после того, как ребёнок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта (например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.);
– в ходе беседы демонстрируйте ребёнку свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику, просто им трудно понять друг друга;
– в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д.

В то же время родителю не стоит ограничивать себя ролью слушателя. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в учебное заведение после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

3. Разговор с учителем.

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчёт поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребёнка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери.

Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Посмотрите на конфликт с высоты своего жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по письму, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?
Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

Профилактические меры

Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии мам и пап в жизни школы. Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания, предлагайте учителям свою помощь.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел интересное хобби. Его спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять своё учебное заведение на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

Уважайте друг друга и старайтесь сохранять хорошие отношения!

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

УХОД ИЗ ДОМА

Уход из дома и из учреждения образования

«Я была потрясена, когда Лена убежала из дома. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что она была в большей степени одиноким ребенком, чем ее брат. Сейчас я знаю, что она достаточно долго не посещала занятия в школе».  

Настораживающие

признаки

Как действовать

Что говорить

Профилактика

В поведении ребенка могут отсутствовать какие-либо тревожные признаки. Тем не менее, советуем обратить внимание на следующие обстоятельства. Не выглядит ли ваш ребенок несчастным? Уверены ли вы, что он не пропускает занятия в школе? Не случилось ли что-нибудь в вашей

семье, о чем вы не

успели с ним поговорить?

Если вы считаете, что ваш ребенок пропускает занятия,

свяжитесь с администрацией учреждения образования. Если ваш ребенок ушел из дома, обратитесь в милицию, проинформируйте администрацию учреждения образования.

Дайте понять ребенку, насколько вы его любите и цените. Если вы вынуждены отчитать вашего ребенка, обязательно скажите ему, что проблема не в нем, а в его поведении. Если в вашей семье

произошло что-то трагическое, не давайте вашему ребенку оснований считать себя виноватым в случившемся.

Обращайте внимание на любые неожиданные изменения в поведении вашего ребенка. Уделяйте время своим детям, демонстрируйте интерес к их жизни и их проблемам, познакомьтесь с друзьями ребенка. Соблюдайте меры предосторожности при использовании им Интернета и мессенджеров.

 

  • Уделяйте время вашему ребенку, внимательно относитесь его проблемам и трудностям.
  • Вы знаете, насколько важно получить хорошее образование. Сделайте так, чтобы это осознавал и ваш ребенок.
  • Не позволяйте вашему ребенку пропускать занятия, если он не болен. Не допускайте пропуска занятий для поездок по магазинам или на отдых.
  • Будьте честными с вашими детьми по поводу происходящего в вашей семье.
  • Серьезно относитесь к любым признакам, свидетельствующим о неблагополучии вашего ребенка. Обсуждайте возникшие проблемы с педагогами.
  • Помощь рядом. Не стесняйтесь обращаться за нею!

Уход детей из дома – проблема самых разных семей. Ее причины также разнообразны. Многие из нас могут вспомнить, как когда-то в детстве пытались убежать из  дома, поскольку  чувствовали себя бессильными перед лицом возникших проблем, либо столкнулись с несправедливостью или безразличием окружающих. Обычно уход из дома носит краткосрочный характер: ребенок не находится дома до тех пор, пока не посчитает, что родители заметили его отсутствие. Во многих случаях ребенок объявляется у друзей или родственников.

Уход ребенка из дома – не результат его испорченности или плохого воспитания. Своим уходом дети часто пытаются сказать  нам, что чем-то обеспокоены. Иногда они  уходят для того, чтобы проверить, насколько в действительности они нужны своим родителям.

Однако если ребенок уходит из дома регулярно или получает подарки неизвестного происхождения, или имеет старшего «друга», то существует опасность того, что он подвергается сексуальной эксплуатации.

Закон обязывает родителей обеспечить получение собственными  детьми общего среднего образования и предусматривает санкции в случае  нерегулярного  посещения ребенком учреждения образования. Из-за пропуска занятий у детей возникают трудности в учебе, а в дальнейшем – в ВУЗ. Им значительно труднее заводить друзей и поддерживать дружеские отношения. Они гораздо чаще оказываются в числе правонарушителей. Дети, пропускающие занятия, имеют гораздо больше шансов стать жертвой взрослого или сверстника, намеренного нанести им вред.

Возможной причиной прогулов является беспокойство или страх, например, страх оказаться жертвой насилия или издевательств со стороны сверстников по дороге в учреждение образования или из него. Иногда дети находят некоторые предметы слишком сложными  или, наоборот, слишком легкими. У них могут возникать трудности при выполнении домашних заданий.

свернуть

НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ

Правдивая история

«Это происходит почти каждый день. Они называют меня «вонючкой» и «жирным». Вчера они опять отобрали у меня деньги. Они учатся со мной в одном классе и всегда надо мной смеются. Они сказали, если я кому-нибудь пожалуюсь, мне будет еще хуже. Иногда я не хожу на занятия … Я больше не могу это терпеть».

 

Настораживающие

признаки

Как действовать

Что говорить

Профилактика

Дети могут убегать и не посещать занятия. Они не всегда могут рассказать вам о том, что происходит. Обратите внимание на изменения в настроении, поведении, внешнем виде ребенка, происходящие по непонятным для вас причинами. Также вы можете заметить следы ударов на теле ребенка, происхождение которых он не может объяснить.

Обратитесь к классному руководителю, чтобы заручиться его/ее поддержкой и добиться принятия необходимых мер. Если насилие над ребенком совершалось вне пределов учреждения образования, обратитесь к родителям ребенка, причастного к этому, и вместе найдите способ решения данной проблемы.

С насилием нельзя мириться. Ребенку лучше уйти, обратиться к взрослому или другу и не вступать в драку. Родители должны выслушать ребенка и всячески его поддерживать.

Говорите с ребенком о том, как прошел его день. С самого раннего возраста прививайте уважение к окружающим. Объясните ребенку, что любые предрассудки и агрессивное поведение – недопустимы.

 

  • Ребенок имеет право не подвергаться насилию.
  • Насилие над ребенком со стороны сверстников – недопустимо.
  • Любой ребенок, независимо от возраста, может подвергнуться насилию со стороны сверстников.
  • Если вы подозреваете, что ваш ребенок подвергается насилию со стороны других детей, необходимо незамедлительно принять соответствующие меры.
  • Дети должны знать, как защитить себя и к кому обратиться за помощью.
  • Научите ребенка правилу «Беги, кричи и расскажи».

 

Пережить насилие со стороны сверстников очень страшно. Оно может привести к самоизоляции ребенка или полной потере уверенности в себе. Постоянные придирки и издевательства могут иметь долговременные негативные последствия, приводящие  к депрессии и даже мыслям или действиям, ведущим к самоубийству.

Учеба в лицее (школе) – период в жизни ребенка, когда влияние сверстников имеет очень большое  значение, и «быть как все» кажется чрезвычайно важным. Если по какой-то причине  другие дети считают какого-то ребенка не таким как все, он может быть подвергнут постоянным насмешкам и издевательствам. Как это ни печально, но мы по-прежнему живем в обществе, где быть другим часто означает быть  объектом для насмешек  и  издевательств (при этом дети зачастую копируют поведение родителей/взрослых), что приводит  к проявлению таких же предрассудков у следующего поколения. Очень  важно быть готовым к тому, что ваш ребенок может подвергнуться насилию и уметь распознать признаки этого.

Вы можете считать, что ваш ребенок никогда не станет жертвой насилия со стороны других детей, но в реальности это может произойти в любой момент с любым ребенком. Хулиганы, которые постоянно досаждают другим детям, также нуждаются в поддержке и помощи. Возможно, подобное их поведение – результат того, что им пришлось пережить сложные ситуации в семье. Сообщая об  имеющихся у нас подозрениях в отношении таких детей, мы помогаем им получить необходимую помощь.

 

  • Насилие со стороны сверстников – это повторяющиеся оскорбления ребенка словом или действием, совершаемое одним человеком или группой лиц.
  • Насилие по отношению к ребенку со стороны сверстников может произойти в любом месте, но чаще всего это происходит по месту учёбы.
  • Насилие по отношению к ребенку со стороны сверстников может принимать различные формы, от словесного/эмоционального оскорбления до угрозы физического насилия.
  • Дети, причиняющие насилие, не всегда старше своих жертв.

 

Если ребенок рассказывает вам о своем друге или каком-то другом ребенке, который подвергается насилию, внимательно выслушайте его и отнеситесь к этому серьезно. Возможно, ребенок, о котором идет речь, не может сам рассказать о том, что с ним происходит. Не бойтесь обратиться за помощью!

свернуть

Подростковый суицид – причины, признаки и меры по предупреждению

Разберем причины самоубийств среди подростков, чтобы позволить взрослым легче разобраться в проблеме и предотвратить последствия.

  • Семейные проблемы очень часто являются причиной самоубийств среди подростков. Ребенок еще достаточно сильно зависит от взрослых и поэтому с одной стороны страдает от негативного отношения, а с другой стороны чувствует свою вину за какие-то семейные неурядицы в материальном плане или в плоскости взаимоотношений. Это в итоге приводит к чувству изоляции и полной беспомощности, а, следовательно, и крайнего отчаяния.
  • Как правило, суициду предшествует серьезная депрессия, которая развивается на основании следующих проблем: одиночество, отсутствие общения со сверстниками или травля и насмешки с их стороны.
  • Трудности в обучении, низкая самооценка, плохая успеваемость и регулярные на этом фоне проблемы.
  • Негативная оценка своего тела и факторов собственной привлекательности.
  • Формирование негативного мироощущения, критическое суждение о жизни и её негативная оценка.
  • Девиантное поведение подростка. Более высоким рискам совершения самоубийств подвержены дети, имеющие проблемы с наркотиками, алкоголем. Поскольку подобная зависимость притупляет мышление, искажает жизненные ориентиры и увеличивает риск импульсивных поступков.
  • Незрелость характера и личностных качеств. Подростки склонные агрессии и принятию необдуманных решений, а также дети со стойким комплексом неполноценности и потерей смысла жизни более подвержены суициду. Сюда же можно отнести и склонности к внушаемости, подражание стереотипной модели поведения. Например, о том, что «жизнь пуста и лишь великие люди это понимают, уходя молодыми из жизни» или «живи быстро, умри молодым» и тому подобные пустые сентенции.
  • Школьные проблемы подростков. Низкая успеваемость, насмешки со стороны сверстников, побои, презрение или игнорирование окружающими приводит к социальной изоляции и при отсутствии поддержки со стороны взрослых приводит к суициду.
  • Сложности в интимных отношениях. Большей частью являются надуманными и гипертрофированными, но в глазах ребенка имеющими исключительную важность. Чаще всего связанные с проблемами сексуального характера (неудачный коитус, ощущение нетрадиционных сексуальных склонностей и вина из-за этого, беременность) и изменами любимого человека. Чаще всего подобным проблемам подверженные чувствительные и эмоционально зависимые дети, которые при этом не чувствуют поддержки со стороны родных людей.

Основные признаки надвигающейся проблемы

  •  Намеки на совершение самоубийства. Наподобие: «ничего, недолго вам меня терпеть» или «я больше никому мешать не буду».
  •  Прямые высказывания о намерении совершить суицид.
  •  Потеря интереса к жизни, отстранение от близких и друзей, нивелирование ценностей, безразличие к миру.
  •  Безвозмездная раздача предметов, которые еще недавно имели большую ценность в глазах подростка.
  •  Постоянное уединение и угрюмость.
  •  Потеря интереса к привычным хобби, учебе, неряшливость и отсутствие желания ухаживать за собой.
  •  Увлечение темой культа смерти. Сатанизм, субкультура готов, оккультные науки, черная магия. Чтение книг о загробной жизни, погребениях, просмотр фильмов, увлечение играми связанными с насилием, потусторонними силами и т.д.
  •  Высказывания и философствования о смерти, как о чем-то незначительном и даже забавном. По типу «смерть ерунда, вот жить противно» и т.д.

При возникновении подобных «сигналов» необходимо обратиться к психологам, психиатрам.

Факторы в значительной мере предупреждающие подростковый суицид

  • Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение секций. Спорт, музыка, рисование, программирование и т.д.
  • Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие постоянных друзей и авторитета в окружении ребенка.
  • Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание успехов окружающими, особенно близкими людьми.
  • Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность. Шефство над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в воспитании младших детей в семье и т.д. Подобная практика позволяет лучше выстроить систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться с ними и не впадать в уныние.

Как вести себя родителям:

  • Со всей внимательностью отнеситесь к обидам и проблемам ребенка, даже на ваш взгляд самым пустяковым. Постарайтесь его убедить откровенно вам рассказать, что его расстраивает в вашей семье и в окружающем мире.
  • Внимательно выслушайте подростка. Очень часто самоубийства совершаются из-за того, что ребенку просто некому высказаться о своей беде. Приложите усилия чтобы понять проблему и не осуждайте поступки приведшие к сложностям, а попытайтесь успокоить подростка и определить пути выхода из сложностей. Предложите свою помощь. Придайте подростку уверенность, что вместе вы сможете справиться с любыми трудностями.
  • Сделайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из прошлого. Обратите внимание подростка на его успехи, на то, как близкие радуются за него, на то, как он важен, как вы его цените. Объясните, что его жизнь для вас самая дорогая в мире.
  • Попытайтесь учесть глубину кризиса и истинные мотивы ребенка и серьезность намерений. У подростка могут быть серьезные проблемы, но он может совсем и не думать о суициде.
  • Вызовите ребенка на откровенный разговор. Можно прямо спросить о его намерениях, если подросток выскажется и даже опишет свои планы по самоубийству, ему станет значительно легче. Не бойтесь обратиться к специалистам (психологам и психиатрам)
свернуть

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

Что такое суицид и как с ним бороться.

Суицид - это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения.

Словом это уход от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема.

Обязанность любого родителя - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

 

Как помочь подросткам

Уважаемые родители, выслушивайте своих детей - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Обсуждайте, так как открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.

Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны.

Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

свернуть