Запаветны напеў Белавежы

Идея создания музея назревала с первого дня существования химико-биологического профиля.

После реконструкции музея природы в Беловежской Пуще у нас появилось несколько десятков экспонатов, в основном чучела птиц. Педагогический коллектив, учащиеся лицея и их родители, а особенно бабушки и дедушки, с энтузиазмом восприняли идею создания музея. Появились чучела животных, рога, которые подарили музею семьи наших учащихся.

В музее представлены два наиболее распространённых на территории области природных сообщества: болотно-луговое и смешанный лес. Это более 60 экземпляров животных и птиц. Экспозиция музея постоянно пополняемся. Наша мечта сбылась!

Ещё до окончательного художественного оформления музея ребята под руководством учителей биологии провели огромную исследовательскую работу по определению видов представленных у нас растений и животных.

   

Реализуемые цели и задачи:

-формирование у учащихся целостного взгляда на природу при изучении отдельных ее компонентов, привитие неформального и глубоко интереса к естественным наукам;

- инициирование проблемно-поисковой деятельности учащихся как средства развития познавательной активности и творческой самостоятельности, содействующих формированию мировоззрения учащихся, росту их умственного потенциала;

- оказание практико-ориентированной помощи учащимся лицея и школьникам города в приобретении первичного опыта профессиональной деятельности;

- ориентация на поступление лицеистов и школьников города на педагогические специальности со специализацией «биология»;

- пропаганда экологических знаний.

Педагогические функции музея:

-образовательная (использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии; краткое ознакомление с историей образования Национального парка);

- развивающая (активизация мышления, формирование коммуникативных умений и речевых навыков, развитие общеучебных умений со справочной литературой и интернет-ресурсами);

- воспитательная (содействие формированию экологического мировоззрения);

Формы работы на базе учебно-музейной экспозиции:

- музейные уроки;

- учебные экскурсии;

- самостоятельное изучение экспозиционного материала;

- практическое изучение биоценозов;

- учебные экскурсии вне музея;

-пополнение экспонатов музея;

- выступление на конференциях.

А также проводится профориентационная работа для учащихся, в ходе которой учащиеся знакомятся со следующими профессиями:

  • Герпетолог (батрахолог) - специалист по рептилиям, изучающий их поведение, строение и особенности. Так же бывает ветеринар-герпетолог, специалист по лечению рептилий.

Что должен знать герпетолог

1. биологический процесс отбора ядов от ядовитых змей;

2. биологические особенности каждого вида змей;

3. правила безопасности труда при работе со змеями и ядами;

4. меры профилактики укусов змей и оказание первой помощи пострадавшему от укусов;

5. санитарно-технические требования, предъявляемые к оснащению герпетологических лабораторий.;

Что должен уметь герпетолог

1. осуществлять отбор яда у ядовитых змей разных видов в герпетологических лабораториях;

2. доводить полученный яд до сухого состояния;

3. определять токсичность яда;

4. взвешивать яд;

5. принимать отловленных ядовитых змей, измерять их, взвешивать и      помещать их в клетки или вольеры серпентария.

  • Ратолог (родентолог) - это ветеринарный врач, который занимается диагностикой, лечением, оказанием ветеринарной помощи мелким домашним животным, грызунам, в том числе кроликам, хомякам, куньим, морским свинкам, крысам, хорькам.
  • Орнитолог— это специалист, занимающийся исследованием птиц в различных аспектах — повадки, виды, биологическое строение, миграция и т.д. Орнитология является направлением зоологии. Работа орнитолога связана с наблюдением птиц в их естественной среде обитания, в условиях городов и в неволе. Этот специалист работает над выявлением факторов влияния птиц на природу и обратного воздействия природы на птиц, фиксирует сезонные перелёты и ведёт другую научно-исследовательскую деятельность. Главной задачей орнитолога можно назвать статистическую обработку множества фактов и сведений о птицах, включая их классификацию, исследования в области физиологии и этологии, экологические процессы и проблемы охраны редких видов, установление количественного нахождения птиц в определённом ареале обитания, и т.д.

Обязанности

Орнитолог осуществляет наблюдение за поведением пернатых в окружающей среде, отслеживает направления их полётов, занимается изучением образа жизни различных видов птиц, ставит опыты по наследственной передаче определённых признаков, выводит новые породы, осуществляет подготовку документов и научных докладов.

  • Ихтиолог — учёный, специалист по ихтиологии, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности. Важной функцией ихтиологов является обеспечение прохода рыбы через рыбопропускные сооружения в составе гидроузлов. Кроме того, ихтиологами разрабатываются технологические процессы переработки и осуществляется ветеринарно-санитарная оценка рыбных продуктов. Родственные профессии: рыбовод, техник-рыбовод, зооинженер по рыбоводству, техник-технолог по рыбным продуктам, инженер-технолог по продуктам.

Для работы в данных сферах специалист должен иметь высшее биологическое образование, которое можно получить на биологическом факультете соответствующего вуза (г.Витебск, Витебская государственная академия ветеринарной медицины; г.Минск БГУ, г.Могилев БГПУ, г.Брест БрГУ и т.д.). Во многих университетах существуют данные кафедры, и все желающие могут воспользоваться возможностью приобрести эти профессии. Если есть желание стать орнитологом-ветеринаром, такую специальность можно освоить в ветеринарных академиях. По результату обучения специалист должен знать биологию (в особенности раздел зоологии), географию, основы экологии и правила проведения экспедиционных исследований.

Целенаправленная работа приносит свои плоды. Это 35 дипломов за последние 5 лет на городских, областных, республиканских конкурсах и конференциях (38 дипломов - районный этап, 13 дипломов областная олимпиада, 6 дипломов-республиканская олимпиада).

Но мы всегда стремимся к новым целям. Давно мечтаем о создании Зимнего сада, интересуемся развитием химической промышленности в области и республике и очень надеемся, что и эти наши мечты когда-нибудь сбудутся, учиться ребятам в лицее станет еще интереснее