Методические материалы

О целевой подготовке

Министерство образования Республики Беларусь сообщает, что с 1 марта 2022 года вступила в силу норма Кодекса Республики Беларусь об образовании в редакции Закона Республики Беларусь от 13 января 2011 года №243-3 о снятии территориальных ограничений в отношении местонахождения заказчиков кадров на условиях целевой подготовки (заказчиками могут быть организации, находящиеся в любых населенных пунктах, в том числе и в Минске).

Кроме того, Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь о 27.01.2022 №23, увеличено количество мест для лиц, которые поступают на условиях целевой подготовки. Количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования или уполномоченными ими органами по согласованию с Министерством образования, в том числе по специальностям профиля образования. «Здравоохранение» - до 80 процентов от контрольных цифр приёма (ранее было до 50 процентов), по направлению образования «Сельское хозяйство» - до 70 процентов от контрольных цифр приёма (ранее было до 60 процентов), по иным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приёма (ранее было до 40 процентов).

Заявки на целевую подготовку рабочих и служащих с профессионально-техническим образованием представляются заказчиками в республиканские органы государственного управления или местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых находятся учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, до 1 мая.

Заявки на целевую подготовку специалистов со средним специальным образованием, специалистов с общим высшим, специальным высшим образованием предоставляются заказчиками в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых они находятся, до 20 марта, а по педагогическим специальностям – до 25 апреля.

Ответственные лица в Министерстве образования:

Герловская Р.П. 2006272 (высшее образование);

Талатай А.В. 3272190 (среднее специальное образование);

Артемьева Т.Г. 2009626 и Дмитриева О.А. (заявка на педагогические специальности).

 

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам по учебным предметам «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Беларуская лiтаратура», «Русская литература»:

https://edu.gov.by/abiturientu-2023/novatsii-2023-goda/tselevoy-priem-2023/index.php 

свернуть

Вузы, факультеты и специальности для учащихся

Рекомендации по проведению беседы по профессиональному самоопределению

Успех такой беседы во многом зависит от того, установлены ли у родителей со своим ребенком доверительные отношения. Неприемлемым во время беседы является какое-либо давление, директивный тон, навязывание собственного мнения. Акцент необходимо делать на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда, когда он осознан, самостоятелен, и когда ему предшествует большая, кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Непременное условие— максимальная доброжелательность и заинтересованность в судьбе сына/дочери со стороны родителей.

Содержание:

1. Уточните профессиональные намерения, т. е. узнайте, что собирается делать ваш сын или дочь после окончания 11-го класса.

2. Узнайте о том, что советуют вашему ребенку выбрать педагоги после окончания лицея, согласен ли сын/дочь с их мнением.

3. Проясните познавательные интересы («любимые» и «нелюбимые» предметы); есть ли интересы, связанные с выбором профессии; как развивает интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, встреча со специалистом, посещение учебных заведений и др.).

4. Определите склонности (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время). Есть ли склонности, связанные с выбором профессии.

5. Уточните способности (какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности). Есть ли профессиональные способности, то есть способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, углубляет знания о профессии и др.)? Совпадают ли интересы, склонности и способности учащегося? Знает ли учащийся мнение учителей и классного руководителя о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Определите, как ваш ребенок оценивает достигнутые успехи в учебной деятельности. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? В случае неосуществления основных планов, есть ли запасные?

7. Обсудите личностные качества вашего ребенка (например, его общительность, трудолюбие и др.). Какие личностные качества, по его мнению, наиболее ярко у него выражены (положительные и отрицательные). Какие качества, по его мнению, необходимо развивать для успешного освоения избираемой профессии? Как он развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? Занимается ли самовоспитанием?

8. Дайте ребенку советы по подготовке к выбору профессионального пути (можно рекомендовать список литературы для чтения, кружок или курсы, встречу со специалистом, дать совет по развитию индивидуальных качеств). С этой целью родители и ребенок совместно составляют план и программу самоподготовки к выбору профессии.

Итак, профессиональное самоопределение — это совместная работа родителей, педагогов и старшеклассника по выработке профессионального плана. В результате чего должны быть получены:

- развернутое решение о выборе профессиональной деятельности (профессия, запасной вариант, учебное заведение);

- способы достижения цели;

- положительное эмоциональное отношение к принятому решению;

- уверенность в возможности достижения принятого решения.

В случае затруднений рекомендуется обратиться за помощью к психологу и прийти на профконсультацию. Профконсультация, прежде всего, помогает старшекласснику увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, выявляет сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.

Беседа за несколько месяцев до выбора профессии (в выпускных классах) предполагает конкретизацию  профессиональных интересов, а также путей подготовки к профессии и поступлению в соответствующее учебное заведение. Главное — определение, коррекция, а по возможности, и формирование у выпускника умения самостоятельно намечать дальние, ближние и ближайшие профессиональные цели с учетом возможностей и перспективы их развития, а также согласовать профессиональные цели с другими целями жизни.

Чем можно воспользоваться при проведении беседы:

- справочниками для поступающих в вузы;

- информацией на сайтах kudapostupat.by и abiturient.by

- рейтингами учебных заведений;

- правилами приема в учебные заведения;

- информацией о подготовительных курсах;

- классификатором специальностей, которые можно получить в учебных заведениях города Бреста и Республики Беларусь


свернуть

В помощь классному руководителю

Профориентационные игры