Организация питания

Реализация пилотного проекта по организации питания в лицее

 Цель пилотного проекта – изучить вкусовые предпочтения современных   школьников и рационально подойти к организации питания.

 Пилотный проект предполагает апробацию новых технологий приготовления пищи   и принципов организации школьного питания для дальнейшего применения   положительного опыта. Как предусмотрено постановлением Совета Министров №   870 от 15 декабря 2022 года, пилотный проект проходит с 19 декабря 2022 года по   30 апреля 2023 года.

 Соответствующее постановление (Постановление Совета Министров Республики   Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870) обнародовано на Национальном правовом     Интернет-портале Республики Беларусь.

Наш лицей включен в список учреждений, на базе которых будет проходить эксперимент.

Количество приёмов пищи зависит от времени пребывания в лицее:

▪️ от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;

▪️ от 6 до 10 часов – двухразовое питание;

В лицее организуются следующие приёмы пищи: обед и полдник.

График питания обучающихся

График питания обучающихся (обед)

на 2023/2024 учебный год

После 2-го урока – 1010

После 3-го урока – 1115

После 4-го урока – 1220

21 ф/м

11 ф/м

22 и/т

12 и/т

23 ит/э

13 ит/э

21 э

11э

21 рф/о

11рф/о

9 И

21 х/б

11х/б

 

22 хт/б

12 хт/б

 

 

График питания обучающихся (полдник)

на 2023/2024 учебный год

Время питания: 14.15

Дни недели

Группы учащихся

Пн.

9 Д

9 Ж

9 З

9 И

13 и/тэ

11 рф/о

22 и/т

23 ит/э

21 э

22 хт/б

 

Вт.

9 Д

9 Е

9 Ж

11 э

11 х/б

21 ф/м

22 и/т

21 э

21 х/б

 

 

Ср.

9 Е

9 Ж

9 З

9 И

12 и/т

12 хт/б

23 ит/э

21 э

21 рф/о

21 х/б

 

Чт.

9 Е

9 И

11 ф/м

13итэ

11 э

11 рф/о

22 и/т

 

 

 

 

Пт.

9 Д

9 З

11 ф/м

12 и/т

13 ит/э

11 х/б

12 хт/б

21 ф/м

23 ит/э

21 рф/о

22 хт/б

свернуть

Оплата за питание

В соответствии с нормативными документами, учитывая рекомендации, доведенные Главным управлением по образованию Брестского облисполкома на видеосовещании 01.09.2023 г., отдел по образованию Брестского горисполкома информирует о денежных нормах расходов на питание:

Одноразовое питание

1 смена 11-18 лет - Обед =3,51

Двухразовое питание

1 смена 11-18 лет (5-11 классы) Обед+полдник =4,56

свернуть

Состав Совета по питанию на 2023/2024 учебный год

Ф.И.О.

Должность

1.

Гончаренко О.Н.

Директор лицея, председатель комиссии

2.

Прохорова С.И.

Заместитель директора по воспитательной работе

3.

Калишок С.Н.

Ответственный за организацию бесплатного питания по лицею

4.

Ильинич А.В

Председатель профсоюзного комитета

5.

Ермолич Н.В.

Медицинская сестра

6.

Речиц Е.Н.

Председатель Попечительского совета лицея

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ

ПОЛОЖЕНИЕ

о совете по питанию

в государственном учреждении образования «Лицей №1 имени А. С. Пушкина г. Бреста»

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания детей.

1.2. Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости.

1.3. Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом руководителя учреждения образования.

1.4. В состав совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, психолог, педагог социальный, медицинские работники, представители родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой учреждения образования или предприятия организующего питание детей.

1.5. Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора по учебной или воспитательной работе.

 

ГЛАВА 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ СОВЕТА ПО ПИТАНИЮ

2.1. Основная цель работы Совета по питанию – создание условий, обеспечивающих полноценное питание детей, как основного фактора охраны их здоровья.

2.2. Практическими задачами работы Совета являются:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;

- воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности своего питания;

- формирование навыков культуры питания;

- поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата учащихся горячим питанием;

- своевременное выявление и информирование руководителя учреждения образования о проблемных вопросах по организации питания детей, для принятия мер по их устранению;

- развитие материально-технической базы столовой.

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.

3.2. Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов.

3.3. Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение руководителю учреждения образования.

3.4. Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столовой и графика контроля питания родительскими комитетами классов.

3.5. Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания.

3.6. Организация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием.

3.7. Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, с привлечением к этой работе специалистов.

3.8. Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спроса на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие их предложений по улучшению качества питания.

3.9. Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни.

3.10. Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой.

3.11. Проведение смотров-конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания детей.

3.12. Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации.

3.13. Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.

3.14. Внесение предложений по развитию материальной базы столовой.

3.15. Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.

 

ГЛАВА 4

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Совет по питанию ведет следующую документацию:

- план работы Совета на учебный год;

- протоколы заседаний Совета;

- отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся лицея и предложениями по их улучшению;

- акты по проверке организации питания, карточки (чек-листы) анализа организации питания детей;

- графики по организации процесса питания и контроля за ними;

- материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;

- методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.

 

 

свернуть

План работы Совета по питанию

Сентябрь

  1. Организация работы Совета по питанию. План работы Совета по питанию.
  2. Ознакомление членов совета с документацией по организации питания
  3. Утверждение плана проведения рейдов-проверок по организации питания с использованием карточек (чек-листов)

Октябрь

  1. Выполнение норм питания и денежных норм расходов на питание
  2. Выполнение 10-дневного меню. Соблюдение примерных рационов питания

Ноябрь

  1. Результаты контроля за организацией питания. Контроль качества поступающей на пищеблок продукции
  2. Выполнение санитарно-гигиенических требований работниками пищеблока
  3. Работа технологического оборудования на пищеблоке

Декабрь

  1. Контроль за хранением овощей и картофеля на пищеблоке
  2. Обеспечение сбалансированным и рациональным питанием обучающихся
  3. Полновесность отпускаемых блюд
  4. Санитарное состояние обеденного зала, кухни, подсобных помещений

Январь

  1. Выполнение 10-дневного меню
  2. Соблюдение норм закладки сырья при приготовлении блюд
  3. Температурный режим подачи блюд

Февраль

  1. Результаты проведения оперативного контроля на пищеблоке
  2. Соблюдение сроков хранения продуктов и товарного соседства на пищеблоке

Март

  1. Соблюдение товарного соседства в кладовых и холодильных камерах
  2. Выполнение натуральных норм и денежных норм расходов на питание
  3. Работа технологического оборудования на пищеблоке. Соблюдение техники безопасности при использовании технологического оборудования

Апрель

  1. Выполнение санитарно - гигиенических требований работниками пищеблока
  2. Результаты проведения оперативного контроля на пищеблоке

Май

  1. Результаты контроля за организацией питания
  2. Подведение итогов работы Совета по питанию
свернуть

Правильное питание

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

   Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

    Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

       Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

    Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

       Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

свернуть

Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей старшеклассников

1. Организация рационального питания старшеклассников.

         В возрасте 14 - 17 лет продолжается и подходит к завершению период полового созревания. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. Первостепенное значение имеет белок - питание, необходимое для роста, формирования иммунной системы, развития мускулатуры, увеличения силы мышц. Белки содержатся почти во всех продуктах, кроме сахара и жиров. Особенно богаты белками мясо, рыба, молоко, орехи, сыр. Также много белка содержится в хлебе, крупах, бобовых и яйцах.

      В рационе питания старшеклассников должны присутствовать также жиры - сливочное, расти-тельное масло. Помимо энергетической, жиры выполняют также важную пластическую функцию, входя в структуры мембраны. К тому же, жиры служат источником витаминов А и Д.

        Высока потребность в этом возрасте в углеводах. Подросток при умеренных физических нагрузках должен потреблять 382 - 422 г усвояемых углеводов в день. А если в рационе питания не хватает пищевой энергии, организм использует белки собственных тканей, поэтому голодающие дети плохо растут. Однако избыток сладостей опасен, так как может приводить к развитию кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний. Поэтому основную потребность в углеводах организм должен удовлетворять за счет медленных углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, зерновых.

        Режим питания старшеклассника должен включать 4-5 приемов пищи в сутки, через 4 часа; более частые приемы приводят к снижению аппетита, редкие - к большим объемам пищи и растяжению желудка. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные блюда.


2. Особенности питания подростков во время экзаменов, при интенсивных учебных нагрузках.

В напряженные периоды жизни, к которым относится и подготовка к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. В этой ситуации у подростка может отмечаться сниженный аппетит. Однако полноценное, регулярное питание в этот период имеет особое значение, т.к. является залогом полноценной учебной работы.


 


3. Формирование основ потребительской культуры у старшеклассников.

    Покупка в магазине - одна из типичных ситуаций, в которой оказывается старшеклассник. Важно, чтобы подросток знал о своих правах как покупателя, мог анализировать информацию о продуктах, а также оценивать рекламу товара с позиции потребителя.

свернуть