Советы психолога

Рекомендации психолога педагогам

Как более оптимистично смотреть на свою профессиональную деятельность

Существуют  факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.  Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью  и предъявляемыми ей требованиями. К организационным факторам, способствующим  выгоранию, относятся следующие:  высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное.    

После рабочего дня пройдитесь домой пешком. Если ваша работа находится слишком далеко от вашего дома, пройдите пешком одну остановку. А во время этой пешей прогулки понаблюдайте за другими людьми. Наблюдайте, анализируйте, задавайте себе многочисленные вопросы, ищите ответы. Пример подобного наблюдения - размышления: «Вот дворник метет тротуар. Он постоянно находится на улице. Хотела ли я быть на его месте? А вот водитель автобуса. Он весь день перевозит людей по городу. Хочу ли я такую работу? А там менеджер  магазина успокаивает скандального покупателя. У меня бы хватило нервов на такую работу? А как работают по вахтам нефтянники, не видя свою семью неделями. Хотела бы я работать вот так, за  несколько километров от дома, часто не в очень хороших погодных условиях?»

 

     Наблюдайте и размышляйте. И полюбите свою работу, найдите много позитивных моментов, которые когда-то привлекали вас в нелегкой, но интересной профессии

  •    Жаловаться на судьбу бесполезно. Вы её строите сами. Ни в коем случае не сидите и не переживайте. Делайте хоть что-нибудь.
  •      Пришли с работы домой очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатываясь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это великолепный массаж спины и позвоночника.
  •      Успевайте жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и, увы, забываем при этом жить. Непременно планируйте на каждую неделю какое-то дело, которое принесет вам радость.
  •      Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними. Закончив лицей, наши ученики  могут забыть грамматические правила и сложные формулы, но наше доброе, человеческое отношение они не забудут.
  •      Преподносите себя ученикам, родителям коллегам и администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи расправлены, походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим людям в глаза и улыбаемся.
  •     Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательное и спокойное. Тушите в себе и в других конфликтные порывы. Старайтесь в общении с людьми идти на компромисс.
  •      Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону «перекосить» вашу жизнь. В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.
  •      Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными способами. Разнообразьте собственную жизнь. Это в ваших силах.
  •      Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.
  •      Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя не просто в рамках, а непременно в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.
  •      Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас. Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас.

Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть.

 

Рецепт приготовления хорошего урока

 

     Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок:

 

  •            12 порций мудрости;
  •            11 порций терпения;
  •            10 порций храбрости;
  •             9 порций работоспособности;
  •            8 порций оптимизма;
  •            7 порций требовательности к своему делу;
  •            6 порций вольнодумия и свободомыслия;
  •            5 порций доброты;
  •            4 порции отдыха и заботы о здоровье;
  •            3 порции юмора;
  •            2 порции такта;
  •            1 порцию веры в каждого своего ученика.

 

     В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты и сладости вашему уроку, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения. А теперь налейте любовь к детям и взбейте всё энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте своё блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом учителя.

 

свернуть

Рекомендации учителю в работе с "трудными" подростками

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я


Золотые правила учителя

  • Умей радоваться маленьким успехам учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с учениками в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка ЖИЗНИ ребёнка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлечённую, раскованную, способную творить, все­сторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не были шаблонными, проведёнными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Для родителей каждая встреча с учи­телем должна стать полезной и результативной. Каждое родительское собрание должно вооружить их новыми знаниями из об­ласти педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик—это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нуж­но зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».
  • Помни, что оценка два очень вредна для формирования характера. Найди возможность не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске путей преодоления постигшей учени­ка неудачи.
  • Помни, что каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда должен в обучении преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить план­ку трудности. Она не должна быть завышен­ной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важ­но поддержать, ободрить ученика, быть ря­дом с ним в трудной ситуации. Почувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если думаешь, какой из двух баллов выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребёнка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не дол­жно быть особого места для «любимчиков».
  • Помни о том, что ребёнку должно быть интересно на уроке. Только когда ему интересно, ребёнок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети — самое дорогое в жизни. Будь умён и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинства.
  • Не бойся извиниться, если оказался не­прав. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуй­ся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и
    удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть не­терпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком бол­тливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться: слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их ра­стопчут.
  • Будь всегда выдержан, терпелив, урав­новешен!
свернуть