Советы психолога

Педагог-психолог – это специалист, который работает в нашем лицее и помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.

К нему можно обратиться:

  • если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
  • если тебя не понимают родители;
  • если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;
  • если не хочется учиться и ходить в лицей;
  • если ты боишься учителя и всё забываешь;
  • если совершил плохой поступок и боишься признаться;
  • если сам себе не нравишься;
  • если у тебя плохая память;
  • если не знаешь, как понравиться сверстникам;
  • если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;
  • если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;
  • если хочешь узнать про себя самого побольше – о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.

ПРОСТО ПОЗВОНИ И МЫ ПОМОЖЕМ!

  1. «Телефон доверия» в г. Бресте: т. 25-57-27, или короткий номер 170 (круглосуточно, анонимно)

  2. Центр, дружественный подросткам «Вместе»(г. Брест, ул. Кижеватова, д.74): т. 57-40-88. Время работы Центра: пн-пт., 8.00-18.00

  3. ГУ «БОЦГЭ и общественного здоровья» (г.Брест, пл.Свободы,8, каб.4, 8.00-18.00): консультации психологов: т. 20-15-55

Стань увереннее в себе

Не все из нас могут похвастаться уверенностью в себе, своих силах, поступках. Как все же еще много тех людей, которые не верят в себя.

Из-за собственной неуверенности в себе мы зачастую пропускаем очень много возможностей, перспективных предложений, интересных встреч. Иными словами, многое проходит мимо нас!

Уверенность в себе способны развить абсолютно все при желании и определенных усилиях.

Что же нужно делать, чтобы обрести уверенность в себе?

  1. Постарайся обращать внимание на свои достоинства, а не на слабые качества. Помни о том, что мысли материальны, следовательно, и окружающие  люди будут видеть лишь одни недостатки.
  2. Каждый день повторяй себе несколько раз фразу «я уверен/уверена в себе, у меня все получается». Проговаривая данную фразу каждый день, ты тем самым закладываешь в себя программу уверенности. Поверь, что уже спустя некоторое время ты почувствуешь себя увереннее при принятии тех или иных решений.
  3. Самосовершенствуйся. Работай над своими слабыми сторонами.
свернуть

Как устроена наша память?

Человеческий мозг гораздо мощнее любого компьютера, и как правило работает лишь на 10 % своей мощности.

Мозг состоит из миллиардов нейронов, каждый из которых связан с другим минимум десятью тысячами связей. Эти связи, в течение нашей жизни то возникают, то исчезают и являются основой воспоминаний.

Однако в мозге нет единой памяти. Например, когда ученик собирается в школу, информация о том, как завязать шнурки приходит к нему от одних нейронов, какой дорогой он пойдёт в школу – от других нейронов, а том какие учебники положить в портфель – от третьих;

Существует так называемая долговременная и кратковременная память. Кратковременная в свою очередь делится на сенсорную и первичную, а долговременная  - на вторичную и третичную.

Сенсорная память относится к органам чувств. Если мы потрогаем что-нибудь шершавое, наши руки ещё какое-то время будут помнить это ощущение.

Первичная память хранит информацию, которую мы получаем из сенсорной и хотим запомнить. Но объём её очень велик. Например, если учитель в классе продиктует домашнее задание, дети будут помнить его совсем короткое время, а чтобы не забыть, записывают в дневниках.

Для того чтобы надолго сохранить воспоминания существует долговременная память. Она условно разделяется на вторичную и третичную.

Во вторичную и третичную память на «хранение» попадает информация из первичной. Её объём велик, но данные здесь хранятся всего несколько лет, и если их время от времени не использовать, по истечению  какого-то времени они будут автоматически стёрты.

Например, если по окончанию школы человек не будет пользоваться таблицей умножения, он в конце концов её забудет.

Третичная память содержит те знания, навыки и умения которые мы постоянно используем в повседневной жизни. Доступ к этим данным моментальный, а объём велик. Считается, что информация, находящаяся в третичной памяти не забывается. Так мы помним наше имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес.

К моменту рождения мозг человека уже полностью «укомплектован» нейронами, и всё его дальнейшее развитие до 20 лет – это постоянное образование нейронных связей, а следовательно, и воспоминаний. Поэтому в детстве так легко учиться.

К сожалению, с 20 лет способность к запоминанию начинает снижаться.  К 25-30 годам скорость образования и разрушения нейронных связей становится примерно одинаковой. Поэтому, выучить иностранный язык после 30 лет в несколько раз сложнее, чем в детстве.

Античные ораторы не могли себе позволить читать речь по бумажке, поэтому придумали мнемотехнику – специальные приёмы помогающие запомнить огромный объём информации.

Например, Цицерон при подготовке своих выступлений переходил из одной комнаты в другую, связывая соответствующий отрезок текста с определённым уголком дома, а позже, во время выступлений в Сенате, мысленно повторял свой путь;

Сократ говорил, что записи разрушают память, а тот, кто пользуется ими, становится забывчивым.

ЧТО С ПАМЯТЬЮ МОЖНО ДЕЛАТЬ

Её можно БЕРЕЧЬ, и тогда она у вас сохраниться до глубокой старости.

Можно ТРЕНИРОВАТЬ, РАЗВИВАТЬ, запоминая различную информацию. Если информация сродни той, как звали всех потомков старого дона Педро в сериале, то это называется ЗАСОРЯТЬ память. Когда она захломлена, то её можно долго напрягать, но так и не вспомнить нужную информацию. Также трудно вспомнить то, и особенно часто такое случается на контрольных  работах, что вы вовсе никогда не знали. Поэтому иногда нужно не только ОСВЕЖАТЬ память, но и ПОПОЛНЯТЬ её.

Некоторые люди любят ЖИТЬ ПАМЯТЬЮ о ком-то или о чем-то, ХРАНИТЬ память о каких-либо событиях.

Другие – ТЕРЯЮТ её. У кого-то она нарушается от старости, у кого-то – от травмы.

Помните – всегда важно грамотно распоряжаться своей памятью, чтобы, в конце концов, она не обиделась и не покинула вас.

РАЗВИВАЕМ НАШУ ПАМЯТЬ

Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.

Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово («А – абрикос; Б – бочка...»), причем как можно быстрее. Если вы задумались над какой-то буквой более 30 секунд, пропустите ее и двигайтесь дальше.

Упражнение 3. Произнесите 20 мужских имен (опять же как можно быстрее), нумеруя каждое из них («1 – Филипп, 2 – Александр, 3 – Роберт...»).

 Проделайте то же самое, но теперь с женскими именами.

Упражнение 4. То же, что и в упражнениях 2 и 3, но на этот раз вам придется нумеровать 20 видов пищи («1 – яблоко, 2 – котлета, 3 – компот...»).

Упражнение5. Выберите одну букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее (нумеруя их так же, как вы это делали прежде), и снова как можно быстрее («1 – мороз, 2 – мать, 3 – массаж...»).

Упражнение 6. Если ваши глаза были открыты во время этих упражнений – это прекрасно, но теперь закройте их. Сосчитайте до 20 и откройте. Ваш мозг теперь разогрелся и готов к трудностям предстоящего дня.

Возьмите текст, переверните его вверх ногами и читайте вслух. Скорость чтения резко уменьшится, так как мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это и означает, что ваши умственные способности усиливаются.

 

свернуть

Как готовить домашнее задание

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12. Между уроками делай перерывы.

13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.

16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

21. Составляй план устного ответа.

22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

свернуть

Как успешно сдать экзамены

Слово «экзамен» у большинства людей вызывает неприятное чувство, Между тем любому человеку, чтобы получить образование, приходится сдавать сотни экзаменов и зачетов. Словом, экзамен – неотъемлемая часть нашей жизни, и самое разумное – научиться их сдавать так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие. В этом вам помогут определенные психологические знания.


1.Успокой нервы, когда пишешь тест, сдаешь экзамен 

Конечно, лучший способ не нервничать во время экзамена – это быть очень хорошо подготовленным  к нему.

Если ты волнуешься перед экзаменом, то, возможно, первое твое побуждение – это попытаться быстро повторить все свои записи или попросить конспекты у одноклассника, если у него есть материал, которого нет у тебя. Не впадай в эту спешку, потому что это наверняка принесет больше вреда, чем пользы.

Если есть кое-что, чего ты не знал за пять минут перед экзаменом, то сейчас ты не сможешь выучить все так, чтобы это помогло тебе во время экзамена. Наоборот, ты скорее собьешь себя с толку дополнительными фактами, которые не сможешь соотнести с тем, что ты действительно знаешь.

2.Победи свои сомнения…sss

Если ты подготовился должным образом, доверься своему пониманию предмета и своей способности справиться с вопросами по данной теме.

Если ты плохо подготовился к экзамену или тесту, то, паникуя, ты только усугубишь положение. Посещая занятия и ведя записи, даже если ты их не повторил или не прочитал все, ты будешь знать достаточно, чтобы получить минимальный «проходной» балл. Это все равно лучше, чем провал, и ты сможешь исправить свое положение в дальнейшем тем, что будешь хорошо готовиться к последующим экзаменам. Это не вопрос твоей жизни или смерти, поэтому смотри в будущее и старайся, чтобы переживания не туманили твой мозг.

3.Учись на ошибках  

Фактически все ученики учатся для тестов. Умные ученики учатся у тестов. Когда получишь обратно свою работу, не смотри только на оценку и не выбрасывай ее. Пройдись по каждому вопросу. Проверяя то, на что ты ответил правильно, ты закрепляешь свои знания. Анализируя вопросы, которые ты упустил, ты получишь список того, чему тебе стоит уделить больше внимания.

4.Старайся думать об экзаменах положительно  

В конце концов, они показывают, что ты знаешь, и чего ты достиг, а чем еще не овладел. Используй их как инструменты, с которыми можно работать и у которых можно учиться.

5.Что делать, если получили низкий балл 

Некоторые люди, кажется, не в состоянии справиться со своими нервами во время экзамена, поэтому их результаты  не отражают действительных знаний. Если у тебя та же проблема – если у тебя отшибает память, когда тебе протягивают тест или ты вытягиваешь билет, все же есть меры, которые можно предпри-нять, чтобы это компенсировать:

  • Выступай на уроках, показывая свои знания перед экзаменом или тестом;

  • Каждое домашнее задание выполняй и сдавай вовремя и как положено;

  • Если ты знаешь, что волнение может значительно понизить твои результаты, обговори это с педагогом. Пусть он знает, что тебя это беспокоит. Ты можешь поработать над дополнительным заданием, чтобы хотя бы частично компенсировать низкую оценку по тесту или экзамену.

Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии, из разговора с родителями, друзьями. В процессе написания в голову могут прийти какие-то мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного.

Если вы вообще ничего не знаете.

Не говорите об этом экзаменатору, а скажите хоть что-нибудь, типа: «Прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.

Если на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Прежде всего, не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешне, — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другим словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ.

Если вы уже почти закончили отвечать и вдруг вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать.

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...»

Если вас не слушают.

Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили.

Если экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить или, еще хуже, отпускает неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить.

Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства.

Если вы оговорились, и все стали смеяться.

Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

Если вам задают дополнительный вопрос.

Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.

Если вы ошиблись.

Ошибки бывают у всех. Если вы, заметили ошибку и знаете, как поправить ее, сделайте этo. Если не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок!

Если вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали.

Не вступайте в спор, не доказывайте. Воспользуйтесь правом на апелляцию. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

свернуть