Рекомендации психолога

ТОП-10 САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ НАВЫКОВ

Какими навыками надо обладать, чтобы не потерять рабочее место под натиском автоматики? Или чтобы сразу найти профессию, которую машинам не потеснить?

Роботы начнут переводить лучше человека к 2024 году. Водить грузовики – к 2027 году (хотя что-то подсказывает нам, что раньше). Нужда в людях-продавцах в магазинах отпадет к 2031 году. Создавать тексты, неотличимые от произведений живого человека, роботы научатся к 2049 году, а врачевать на уровне лучших хирургов – к 2053. Спустя век, если верить ученым из Оксфорда и Йеля, автоматика сможет заменить практически всех, как говорил герой «Футурамы», «человеков».

Искусственный интеллект уже обыграл человека в Го, игру, которая считалась неприступным бастионом человеческого ума, неподвластным никакому роботу. Но нет – поражение произошло, и более того – больше игр в Го человека с машиной решено не проводить.

Какими навыками надо обладать, чтобы не потерять рабочее место под натиском автоматики? Или чтобы сразу найти профессию, которую машинам не потеснить? Вот десятка самых главных навыков, которые будут востребованы в 2020 году по версии авторов доклада Future of jobs. Не воспринимайте этот перечень как рейтинг – каждые навык и способность по-своему важны.

 1. Решение комплексных задач

Это задачи по изучению сложных постоянно меняющихся систем и по управлению ими. Окружение и деятельность человека с каждым годом все больше усложняются, растет число сетей, в которых человек – активный участник: экология, политика, коммуникации и т.д. Как следствие, растет и число сопутствующих проблем, которые надо уметь решать: учитывать намерения и действия партнеров и противников, способность собирать разнообразную информацию из множества источников и принимать сразу много решений в условиях ограниченного времени. Примеры задач: от освоения детьми компьютеров и соцсетей до работы множества людей над глобальными проектами вроде «Такомака». Для 36% всей ра­бо­ты во всех от­рас­лях к 2020 году спо­соб­ность ре­шать слож­ные за­да­чи будет необ­хо­ди­ма как ос­но­во­по­ла­га­ю­щий навык, говорится в исследовании.

2. Критическое мышление

Это система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему и интерпретировать его. В определенном роде это мышление более высокого уровня, позволяющее ставить информацию под сомнение.

3. Креативность

У этого навыка несколько применений. С одной стороны, творческие люди – именно те, кто смогут создавать новые технологии и находить необычное применение существующим, тем самым двигая прогресс. С другой стороны, креативные личности смогут объяснить всем остальным, зачем им нужны эти самые новые товары и услуги.

4. Управленческие способности

Управ­ле­ние лю­дь­ми под­ра­зу­ме­ва­ет уме­ние мо­ти­ви­ро­вать, спо­соб­ство­вать раз­ви­тию со­труд­ни­ков и опре­де­лять тех, кто лучше всего под­хо­дит для вы­пол­не­ния кон­крет­ной ра­бо­ты. Эта ком­пе­тен­ция будет осо­бен­но вос­тре­бо­ва­на среди ру­ко­во­ди­те­лей в энер­ге­ти­че­ской от­рас­ли и в медиа.

5. Умение работать в команде

Это умение передает привет умению №1. Из-за роста числа и объемов сетей, в которых человек – активный участник, становится критически важным уметь поддерживать работающие связи с другими участниками сетей. И делать это с пользой для себя.

6. Эмоциональный интеллект

Про важность этого навыка будущего сегодня говорят самые влиятельные предприниматели, например, глава Amazon Джек Ма. Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач – вот, что поможет эффективно конкурировать с роботами.

7. Умение оценивать ситуацию и принимать решения

Этот навык становится все более критичным не только для ситуаций, в которых где всё решают секунды, но и во вполне обыденных. Просто всё более сильную роль в бизнесе и госуправлении начинают играть «большие данные», и их грамотная интерпретация даёт преимущества – как работнику лично, так и компании или государству в целом.

8. Клиентоориентированность

Этот навык стоит на весах вместе с автоматизацией. Но – на противоположной чаше. Роботы заберут себе рутину, но человеку все равно больше по нраву общение с себе подобными – вспомните, как вас раздражает автоответчик или общение сотрудника колл-центра шаблонными фразами. Другая сфера, где в эпоху автоматизации пригодится клиентоориентированность – волонтерство, помощь другим людям. Особенно, если везде в итоге введут базовый безусловный доход.

9. Договороспособность

К 2020 году на­вы­ки ве­де­ния пе­ре­го­во­ров будут осо­бен­но силь­но вос­тре­бо­ва­ны в спе­ци­аль­но­стях, свя­зан­ных с ком­пью­те­ра­ми и ма­те­ма­ти­кой, на­при­мер, для ана­ли­ти­ков дан­ных и раз­ра­бот­чи­ков про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. Этот навык также ста­нет клю­че­вым для ра­бо­ты в сфере ис­кус­ства и ди­зай­на, в том числе для ди­зай­не­ров ре­кла­мы и про­мыш­лен­ных ди­зай­не­ров.

10. Гибкость мышления

Гиб­кость мышления ­— это спо­соб­ность быст­ро пе­ре­клю­чать­ся между за­да­ча­ми и ду­мать о несколь­ких вещах од­но­вре­мен­но. В 2015 году это во­об­ще не было вос­тре­бо­ва­но (впрочем, как говорят ученые, быть Юлием Цезарем не так уж полезно с точки зрения продуктивности). Может, в 2015-ом году не так уж и были неправы?

Запомнили? А теперь сравните этот перечень с тем, что было важно два года назад:

Навык № 1: уметь разговаривать с незнакомцами

Преподавателями, деканами, консультантами, владельцами съемных квартир, клерками, менеджерами по персоналу, банковскими сотрудниками, провизорами, врачами, водителями автобусов и работниками автосервиса. И нет, не в интернете, а вживую, в реальном мире.

Зачем это нужно:

Мы сызмальства учим детей не разговаривать с незнакомыми людьми. А надо бы учить их более тонкому умению — различать плохих незнакомцев, которых не так уж много по жизни — среди большого числа хороших, пусть и всё тех же незнакомых.

Из-за такого подхода дети в итоге не знают, как вести себя с незнакомыми людьми, особенно когда те что-то должны им по долгу службы — какую-то услугу или товар, или что-то еще. Еще сложнее становится, когда требуется помощь — показать путь или элементарно что-то спросить.

Навык № 2: уметь ориентироваться

В университете, общежитии, в незнакомом городе, в метро, в конце концов.

Зачем это нужно:

Мы водим или сопровождаем наших детей повсюду. Даже когда на самом деле в этом нет нужды — автобус, велосипед или собственные ноги ребенка могут доставить его в большинство «его» мест и без вашей помощи.

В итоге сложности и ступор у подростка начинают вызывать вполне элементарные вещи: построение собственного маршрута куда бы то ни было, заправка автомобиля (да, автор заметки — американка — прим. Ред.), планирование приемов пищи и т.д.

Волнуетесь — купите ребенку умные часы с функцией определения местоположения и ненавязчиво периодически поглядывайте на карту.

Навык № 3: уметь управлять своей загруженностью, работой и сроками

Зачем это нужно:

Мы (признайтесь, и вы тоже?) постоянно контролируем детей — напоминаем, что пора сесть за «домашку», проверяем её, а зачастую и помогаем с ней. А иногда и вовсе делаем ее за них.
Из-за этого ребенок не знает, как определять приоритеты по задачам, как управлять своей рабочей нагрузкой и как соблюдать установленные сроки — без регулярных напоминаний.

Навык № 4: вносить свой вклад в домашние дела

Зачем это нужно:

Обычно родители вообще не загружают ребенка делами по дому. Потому что расписанное по минутам, кружкам, секциям, студиям и прочим музыкалкам детство почти не оставляет свободного времени. А если и оставляет, то какое уж тут мытье посуды.
В итоге ребенок не знает, как обслужить себя без няньки, как понимать и уважать потребности других или что вообще значит — внести свой вклад в общее дело? Он/она, может, и хотели бы, но как это понять, если тебе даже не дают шанса?
Попробуйте найти место в плотном графике ребенка для какой-то созидательной домашней активности. Пуст хотя бы рыбок покормит сам.

Навык № 5: уметь справляться с межличностными проблемами

Зачем это нужно:

Родители обычно активно участвуют в проблемах ребенка — ведь это так естественно. Мы успокаиваем, что-то советуем и тому подобное. Но в итоге ребенок не знает, как справиться с трудностями и разрешать конфликты самостоятельно, без родительского вмешательства. Давайте советы, но не руководства к действию. Его жизнь — его переживания.

Навык № 6: уметь справляться со взлетами и падениями быть готовым к конкуренции на любом уровне, к жесткому начальству и боссу-самодуру.

Зачем это нужно:

Когда становится тяжеловато, родитель снова облегчает ношу чада: как-то помогает, позволяет бросить задание на полпути (если сам поставил задачу), продлевает дедлайны. Или и того хуже — сам идет разбираться с другими взрослыми, от которых в тот или иной момент зависит ребенок (учителя, тренеры и т.д.). В итоге это медвежья услуга: ребенок не учится понимать, что в жизни далеко не всегда всё будет так, как он того хочет. И нет никаких гарантий, что в конечном итоге «всё будет хорошо».

Навык № 7: уметь зарабатывать деньги и управлять ими

Зачем это нужно:

Современные подростки обычно не работают не то что на полставки, но и в принципе. Они чаще всего просто получают на карманные расходы просто так. Или озвучивают свои потребности — и опять просто получают на это деньги.
В итоге у ребенка не развивается чувство ответственности за выполнение заданий, не возникает понимания своей подотчетности боссу, который — в отличие от родителя, любящего свое чадо безусловно — совсем не наделен этим чувством. Другое следствие — у ребенка не развивается ощущения ценности денег, вещей и труда и не возникает навыков управления деньгами.

Навык № 8: уметь пойти на риск

Зачем это нужно:

Давайте начистоту: знал бы, где упадет — соломки бы подстелил. И любой здравый родитель скорее смягчит все возможные углы в жизни чада, чем проигнорирует их. Возможно — чисто интуитивно.
Минус: такими темпами у ребенка нет шансов на возникновение «жизненной мудрости»: понимания, что успех приходит только после множества попыток, неудач, падений — и обязательных последующих вставаний. И новых попыток, которые в конечном счете одарят новым ценным навыком — «толстой кожей», умением не принимать провалы близко к сердцу.

Резюме: вы поймете, что ребенок овладел этой восьмеркой, если ни под одному из вопросов он не бросается звонить вам, чтобы получить готовое решение проблемы. Дозируйте помощь, но не смещайте его с позиции человека, самостоятельно строящего свою жизнь.

свернуть

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

  1. Выбор профессии — дело, которое  может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  1. Подумай, чем бы тебе хотелось заниматься. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
  1. Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  1. Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  1. Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  1. Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  1. Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  1. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения.
  1. Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Как правильно выбрать профессию

Хочу

(интересы, склонности)

Склонность – стремление заниматься какой-либо  определенной деятельностью, интерес – стремление к познанию, желание познакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, воспринимать, читать, думать о нем.  Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.

    Выделяются склонности к работе:

  • С людьми – нравиться шефская, воспитательная работа с младшими школьниками, выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, занятия с малышами дома, во дворе, в детском саду, на уроках литературы и истории нравиться давать характеристики литературным героям, поведению окружающих и т.п.;

  • С техникой – любит лабораторные, практические работы по физике, химии электротехнике, выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники и т.п., ведет дневник наблюдений и т.п.;

  • С художественными образами – любит выполнять задания на уроках рисования, пения, занимается в кружках художественной самодеятельности, изостудий, охотно оформляет класс, школу;    самостоятельно или в специальной школе рисует, лепит, занимается музыкой и  т. п.;

  • С растениями, животными – любит лабораторно-практические работы по биологии, работу на пришкольном участке, в саду, огороде, ухаживает за животными и т. п.

НАДО

(мир профессий, потребности общества в кадрах)

Обществу нужны специалисты всех профессий, однако одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, нужно согласовать свой выбор с потребностью общества в кадрах.

Профессиональный план, можно считать согласованным с потребностью общества в кадрах, если:

- выбор профессии сделан в сфере материального производства или в сфере обслуживания и при этом имеются необходимые способности;

- или профессия выбрана в какой-либо «недефицитной» (с точки зрения притока трудовых ресурсов) сфере труда и при этом имеется выдающийся уровень соответствующих способностей.

МОГУ

(способности, состояние здоровья)

Способности – индивидуальные свойства, и качества человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

        Общие

       Умственные способности (логичность мышления, широта, глубина, гибкость ума и т.д.), волевые качества (самообладание, инициативность, целеустремленность, работоспособность) необходимы для широкого круга занятий, об их наличии свидетельствует преобладание хороших и отличных оценок по большинству предметов. Можно планировать выбор широкого круга профессий.

  Специальные

          Организаторские, коммуникативные, оперативно-исполнительские, психомоторные, гностические, креативные и др. Они необходимы для узкого круга занятий. О их наличии свидетельствуют показатели успешности в каких-либо видах деятельности (в школе отличные оценки по отдельным предметам). Можно планировать выбор профессии в соответствии с деятельностью, в которой проявляются специальные способности.

       Способности проявляются в деятельности. Для овладения многими профессиями требуется отличное здоровье. Принимая решение о выборе профессии, нужно посоветоваться с врачом.


ЧТОБЫ ,сделать правильный выбор НЕОБХОДИМО:

  • проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;
  • ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания умения, изготавливаемая продукция, организация труда);
  • изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья, к личным качествам человека;
  • узнать пути получения профессии и получения квалификации (обучение на производстве, в ПТУ, на курсах, в вузах, техникумах);
  • выяснить на какие близлежащие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
  • принять участие в работе кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;
  • побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;
  • получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;
  • прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?»;
  • ознакомиться с материалами стенда «Куда пойти работать?», получить консультацию в кабинете профориентации.

Желаем Вам успехов в принятии столь важного решения: «Кем работать?»

Для прохождения тестирования по профориентации Вы можете обратиться к психологу школы

свернуть

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Экзамены (в строгом переводе с латыни – испытания) – это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошие знания по предмету.

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план подготовки. Для начала определи кто ты  - "жаворонок" или "сова", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
  • Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы будут пройдены.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего, интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно.
  • Не надо себя переутомлять. Вечером прогуляйся, прими душ, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 «Школьный психолог»

свернуть

КАРЬЕРА

Термин «карьера» (от итал. camera — бег, жизненный путь, поприще) понимается как «род занятий, профессия; путь к ус­пехам, видному положению в обществе, на служебном попри­ще; а также самое достижение такого положения», а также как «успешное продвижение в области общественной, слу­жебной, научной и пр. деятельности» и как «род занятий, про­фессия»2.В английском языке этимология «карьеры» позволя­ет выделить сходные с употребляющимися в русском языке значения: род занятий и профессия, часто требующая специ­альной подготовки; работа жизни; успех в профессиональ­ной деятельности; линия поведения и направление действий; иметь профессию или специальность. Например, слову «ка­рьеризм» присущ явно негативный оттенок, так как оно озна­чает погоню «за успехом в служебной, научной и пр. деятель­ности, вызванной стремлением к личному благополучию».

И конечно, против термина «карьера» настраивает такая фор­мулировка: «для карьериста жизненным принципом является не служение общественным интересам на основе коммунис­тической сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших общественных инстанций».

Негативный смысловой оттенок, присутствующий в слове «карьера», стал причиной скептического к нему отношения отечественных исследователей, занимающихся изучением психологии профессий. Так, в типологии ученых явно непри­влекательным выглядит «ученый-карьерист» на фоне таких ти­пов ученых, как «ученый-общественник» и «ученый-бессреб­реник». Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В. Вондрасек) счи­тают, что негативный смысл слова «карьера» поддерживался в советском обществе ценностным отношением людей к про­фессиональным достижениям, к профессиональной жизни. Система обеспечивала стабильную, безопасную, низкоквали­фицированную работу, но она не связывалась с возможностью улучшения личной жизни. Мотивация построения карьеры сбивалась, так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы не имели значимого влия­ния на карьерное продвижение. До недавнего времени «про­фессионализм» в значении мастерства также был слабо связан с общественным признанием.

Часто термины «карьера» и «профессия» (род занятий) упо­требляются как синонимы. В действительности термин «карье­ра» более широкий, чем термин «профессия», и отличается от него тем, что несет смысловую нагрузку движения. В научной психологической литературе встречается несколько тракто­вок понятия «карьера»: 1) вид профессиональной деятельнос­ти на отдельных этапах трудового пути человека; 2) последова­тельность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в те­чение рабочей жизни человека; определение карьеры расши­ряется за счет включения и учета до - и постпрофессиональ­ных позиций (например, студенчество, отставка, выход на пенсию). В такой трактовке понятие «карьера» соответствует пониманию профессии как рода занятий, выполняемого в оп­ределенные периоды рабочей жизни человека, и ее можно анализировать в связи с важнейшими этапами работы; 3) виды деятельности, слитые с образом жизни и реализующие цели жизни; 4) карьера определяется и как профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к профессии или профессиональной роли; 5) карьера соотно­сится с такими понятиями, как труд (деятельность, требующая затраты усилий для достижения определенного результата); работа, служба (группа сходных должностей на одном пред­приятии); должность (набор задач, выполняемых одним чело­веком); профессия как род занятий (наемная, служебная дея­тельность, задачи которой одинаковы в различных ситуаци­ях); профессия-призвание. Последняя включает как служеб­ную, так и неслужебную деятельность, сознательно подчинен­ную достижению определенной цели. В этом случае карьера понимается наиболее широко, включает в себя все виды дея­тельности, связанные с работой, службой (как группой долж­ностей), и обозначает особенности общего образа жизни. Профессия-призвание и карьера часто используются как рав­нозначные термины.

Кроме того, карьера также понимается как профессиональ­ный путь человека, в процесс которого развивается он сам. Она рассматривается как развивающийся, неопределенный и переменчивый феномен, включающий разные фазы: поста­новку целей и способы достижения этих целей. Изучать разви­тие карьеры — значит, изучать развивающегося индивида в ус­ловиях изменяющейся и сложной среды. Внутренней сторо­ной карьеры являются различные характеристики личности, а внешней — социально-культурные, ситуационные условия. Та­кое понимание карьеры во многом совпадает с трактовками профессионального жизненного пути, и для него характерно изучение развития субъекта карьеры, возможного под влияни­ем как его меняющихся ценностей, взглядов, планов, личност­ных характеристик, так и профобучения, консультирования в связи с изменившейся профессиональной средой. Карьера вы­ступает в роли механизма выживания в профессиональных и социальных средах, в которых примат коллективных достиже­ний занимает центральное место в системе ценностей общества.

Таким образом, существует ряд трактовок явления «карьера» в современной психологии. Большинство определений карьеры объединяет то, что в них феномен карьеры непосредст­венно связан с профессиональным путем личности, ее харак­теристиками и особенностями, с социокультурными и соци­ально-психологическими обстоятельствами жизнедеятельно­сти человека. Центральной психологической проблемой карь­еры является ее развитие и развитие личности в ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. С. 15—21.

2. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. 1996. С. 145-204.

3.Кондаков ИМ., Сухарев АВ. Методологические основания зарубежных тео­рий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

4.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-истори­ческой перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 62—72.

свернуть

ВЫБОР ПРОФЕССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

В каждой профессии есть одно или два качества, которые являются ведущими для успеха в этой профессии. Например, в профессии менеджера главное качество - это общительность. 

Поэтому если Вы не общительный человек, то Вам не стоит начинать свою карьеру в этой сфере. Кроме того, при большом разнообразии людей их можно разделить на экстравертов и интровертов, на людей с высоким и низким нейротизмом.

Предлагаем Вам узнать, какие профессии Вам лучше всего могут подойти. Внимательно прочитайте определения соционических типов. 

К какому типу относитесь Вы?

Экстраверт 

 ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям; 

  активен, инициативен, склонен к риску; 

  открыто высказывает свое мнение; 

 контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми; 

 соотносит свои взгляды с мнением окружающих; 

  хорошо работает в коллективе. 

Интроверт 
 ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов; 

  часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей; 

  стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации, внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;

  обычно не любит неожиданностей; 

  хорошо работает в одиночку.

Однако не думайте, что быть экстравертом хорошо, а интровертом плохо. Экстраверты, например, помимо сильных качеств, имеют еще и слабые. Это импульсивность, поверхностность в чувствах, разбросанность. Интроверты же сильны тем, что обладают настойчивостью, умеют вдумчиво работать, глубоки в своих эмоциях и размышлениях. 

Как было сказано выше, люди различаются еще и по качеству нейротизма. Это качество обеспечивает эмоциональную устойчивость человека. Люди с высоким уровнем нейротизма часто бывают вспыльчивыми, нервными, чрезмерно впечатлительными, с трудом привыкают к новой обстановке.  Человек с низким уровнем нейротизма отличается уравновешенностью, стабильностью, большим самоуважением, устойчивостью к стрессовым ситуациям.

Однако, как и в предыдущем случае, каждый из этих типов («неустойчивых» или «устойчивых») имеет свои плюсы и минусы. Люди с высоким нейротизмом, как правило, тонкие, отзвывчивые, склонны к сочувствию. Их можно сравнить со скрипкой: на легкое прикосновение они отвечают мелодичным звуком. Люди с низким нейротизмом во многих случаях (конечно, не всегда) бывают 'толстокожими'. Они напоминают барабан: не чувствуют намеков, им нужно говорить все прямо 'в лоб'. Но такие люди очень работоспособны, они могут выстоять в самой сложной ситуации и не потерять самообладания. 

Какая профессия Вам подойдет лучше всего? 

1. Если Вы интроверт и у Вас высокий нейротизм, не советуем выбирать профессии, связанные с частыми и интенсивными контактами с людьми. Это профессии бизнесмена, менеджера, учителя, продавца. Ищите свою будущую работу там, где можно трудиться за письменным столом, где можно заняться предметным трудом - исследованием, творчеством, что-то мастерить, конструировать, моделировать и т.п 

2. Если Вы экстраверт и у Вас высокий нейротизм, Вам нежелательно выбирать профессии операторского типа: летчика, шофера, диспетчера. Вы будете скучать без общения с людьми, у Вас могут часто случаться ошибки в работе - аварии, поломки и др. Не выбирайте также профессии на конвейерном производстве, связанные с монотонией. 

3. Если Вы интроверт и у Вас низкий нейротизм, Вам подойдет профессия операторского типа, но противопоказана работа, предполагающая общение с людьми (руководителя, предпринимателя, педагога, журналиста, общественного деятеля). 

4. Если Вы экстраверт и у Вас низкий нейротизм, то для Вас идеально подходят профессии менеджера, руководителя, бизнесмена. В тех областях, где предусмотрено интенсивное общение с людьми, Вы всегда добьетесь успеха. 

Итак, можно сделать вывод, что каждый тип человеческого характера хорош по-своему. Большинство людей проявляют черты как первого, так и второго типа. Нужно только знать о своих достоинствах и недостатках и уметь использовать их в сфере бизнеса. 

свернуть

О ЧЕМ ЗАБЫВАЮТ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, ИЛИ БУДУЩЕЕ С НАУЧНОЙ СТОРОНЫ

1. Поиск работы или учебного заведения «за компанию», по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать?

2. Ориентировка на внешнюю привлекательность профессии. Во-первых, рынок труда, как и любой рынок, изменчив. Что популярно сегодня, не обязательно будет востребовано завтра (обязательно прочитайте статью — «Самые высокооплачиваемые профессии«). Во-вторых, добиться успеха в жизни и в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям.

3. Одна из основных ошибок при выборе профессии - уступка давлению родителей и родственников, которые пытаются реализовать свои мечты через детей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь.

4. Отказ от профессии, к которой «лежит душа», по причине кажущейся ее недостаточной серьезности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах — чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста.

7. Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков – серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья.

Итак, какую профессию выбрать, во-первых, нужно четко уяснить, чего вы хотите, какие у вас желания, цели, мечты. Именно ваши, а не друзей, родственников, родителей. На листе бумаги напишите список всего того, что вы мечтали сделать и кем хотите стать. Не забудьте про космонавта, путешественника и т. п. Не думайте, что это дурацкие фантазии, проанализируйте, в какой сфере они могут быть реализованы хотя бы частично. Составьте список тех моментов вашей жизни, когда необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы охватывало вас. Помните, что людям нравится делать то, что у них хорошо получается. Подумайте, в каких сферах деятельности это может быть использовано. Задайте себе два вопроса: что связывает вместе ваши желания и интересы? Что делает вас по-настоящему счастливым?

Данные рекомендации помогут вам избежать ошибки при выборе профессии и найти ту, которая будет вам по душе.

Выбрать профессию по душе так же могут помочь тесты на профориентацию. Существует множество видов профориентационных тестов. Существуют американские, европейские, российские методики профессиональной ориентации, различие которых заключается в тех акцентах, которые делаются на области и цели исследования человеческих возможностей. Наиболее распространена методика академика Е.А.Климова, в ней профессии дифференцированы на пять сфер: общение, знаковая система, природа, техника, художественный образ».

В основе профориентационных тестов лежит принцип самооценки возможностей тестируемого для реализации различных видов деятельности, а также оценки своего эмоционального отношения к этой деятельности. Тестирование позволяет выявить наиболее интересную сферу деятельности: тестируемому предлагается оценить свои эмоции при выполнении какой-либо работы (положительные, нейтральные, отрицательные). Кроме того, многие методики тестирования позволяют соотносить уровень профессиональных предпочте-ний с ожидаемым от работы уровнем ответственности, образования и т.д.

Тесты на профоориентацию есть практически на всех сайтах в интернете, так что ты вполне можешь пройти их дома самостоятельно, но все же лучше сделать это во время консультации с психологом. Он поможет тебе сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии. Каждый психолог, как правило, подбирает индивидуальную батарею тестов, с которой постоянно работает, и которая, с его точки зрения, дает оптимальный результат. Это могут быть и проективные методики, и опросники. Но самое главное при проведении профориентации — это личная беседа с психологом, поскольку тесты являются лишь инструментом для выявления определенных знаний и навыков, а также противоречий между ожиданиями человека и его реальными возможностями.

В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит вашу судьбу.

В конечном итоге решение принимаете ВЫ!

свернуть

ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ

Есть профессии, в которых экстраверты и интроверты чувствуют себя комфортнее. И наоборот, где ощущают себя не в своей тарелке. Мы расскажем, чем отличаются эти типы личности и в каких профессиях они могут преуспеть.

Кто я: экстраверт или интроверт?

Существует множество различных трактовок экстравертности и интровертности. Экстраверта можно описать как человека, который всю свою жизненную энергию направляет на окружающий мир. Он не может обходиться без общения, любит внимание к себе, умеет выступать на публике и без проблем завязывает знакомства. Экстраверт — это клубочек энергии, который постоянно её растрачивает. А затем вновь восполняет за счёт контакта с внешним миром. Интроверт же направляет жизненную энергию во внутренний мир, он не так общителен, ему по душе небольшие компании. Такой человек не растрачивает энергию, а накапливает её в себе. Он чувствует опустошение после общественных мероприятий, но после легко восстанавливает силы в одиночестве.

Профессии для экстраверта: менеджержурналист, ведущий, гид, секретарь, юрист,педагог, врач, психолог, политик и другие профессии, которые подразумевают частое общение с людьми.

Профессии для интроверта: программистинженер, водитель, бухгалтер, ветеринар, писатель, переводчик, художник, корректор, редактор, библиотекарь, статистик, флорист, лаборант и другие профессии, которые позволяют работать в одиночестве.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: «А если я уже определился с профессией, но по списку выше получилось так, что она мне не подходит?» Давайте порассуждаем. Экстраверт, выбрав себе тихую и спокойную работу, вероятнее всего, приходя после работы, будет «фонтанировать» нерастраченной энергией, вынося мозг всем окружающим. А интроверт, которому придётся постоянно находиться в центре событий, будет ощущать себя выжатым лимоном.

В таком случае ищи компромисс. Интроверт, например, может выбрать внутри профессии специализацию с минимальным количеством контактов (например, в журналистике — корректор, в медицине — стоматолог). Экстраверту лучше выпускать пар в перерывах или после рабочего дня в кругу друзей. Способы снять напряжение понадобятся, иначе работа в таком режиме приведёт к эмоциональному выгоранию и стрессу. Чтобы предотвратить подобное, обратись к психологу-профориентологу: он знает все тонкости выбора профессии для экстравертов и интровертов. Актёр Киану Ривз, певица Леди Гага, режиссёр Стивен Спилберг известны своей интровертностью, но она не помешала им построить карьеру в шоу-бизнесе. Экстраверты тоже способны добиться успеха в профессиях, которые не очень подходят к их способностям: физик Стивен Хокинг, изобретатель Илон Маск, художник Бэнкси и другие.

«Не могу отнести себя ни к экстравертам, ни к интровертам. Кто я?»

Амбиверт. Именно так называют промежуточный тип между экстравертом и интровертом. Это самый гибкий тип личности, который умеет под всё подстраиваться, а значит, выбор профессии неограниченный. В разных ситуациях у него проявляются качества то экстраверта, то интроверта. Одни видят амбивертов скромными тихонями, другие — коммуникабельными весельчаками. Они хорошо понимают других людей, умеют общаться с любым психологическим типом, и у них есть лидерские качества. Амбивертам по плечу любая профессия, но есть специальности, в которых они особенно преуспевают: фрилансер, организатор мероприятий, социальный работник, менеджер, торговый посредник, писатель, политик, дипломат, актёр.

Конечно, умственные, творческие и психологические способности во многом определяют выбор профессии. Но это не значит, что нужно отказаться от мечты, если в теории эта специальность тебе не подходит. На практике всё может быть иначе: интровертный репортёр будет чувствовать себя так же хорошо на любимой работе, как экстравертный учёный и амбивертный секретарь.

 Подробнее смотри на  info@adukar.by

свернуть