Профилактика домашнего насилия

 

Проблема домашнего насилия

22.11.2023

УВД администрации Московского района г. Бреста о домашнем насилии

В период с 21 по 29 января 2023 г. на территории Московского района г. Бреста был проведен комплекс мероприятий по предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе в сфере домашнего насилия и совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

За период проведения комплекса мероприятий, сотрудниками УВД администрации Московского района г. Бреста посещено по месту жительства 182 гражданина, состоящих на учёте за совершение домашнего насилия. Судом Московского района г. Бреста принято 6 решений о направлении граждан в лечебно-трудовой профилакторий. По ходатайству РУВД прокуратурой г. Бреста возбуждено 3 уголовного дела совершенных в сфере семейно-бытовых отношений (ст. 154 – Истязание, ст. 186 – Угроза убийством). Посещено по месту жительства 150 несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа, также посещено 137 семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении. Также посещено 139 лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.    

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.  

В случае совершения домашнего насилия, для своей защиты и оказания помощи, рекомендуем Вам обращаться по телефонам ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста»: 43-59-13 (с 8.15 до 17.15), «горячая линия» +37529 892-88-07 (круглосуточно).

Также одна из немаловажных проблем общества – это алкоголизация населения.

Длительное и чрезмерное употребление спиртного негативно влияет на организм: человек полностью деградирует, страдают все внутренние органы, нервная и сердечно-сосудистая система, искаженно воспринимает действительность, неадекватно реагирует на происходящее вокруг, к тому же, не желает признавать, что он является зависимым от алкоголя и не может самостоятельно справиться с данной проблемой.

К сожалению, к развитию алкоголизма склонны не только представители сильного пола. Женщины быстрее приобретают алкогольную зависимость, что приводит к еще более стремительному разрушению их организма.

Пагубное воздействие алкоголя также влияет и на количество совершаемых правонарушений и преступлений против жизни и здоровья граждан.     

                  

                                     УВД администрации Московского района г. Бреста

свернуть

ЧТО ТАКОЕ НАСИЛИЕ?

Насилие — это действия одного человека по отношению к другому с целью ограничить свободу его жизненных проявлений и ухудшить условия его существования. Чаще всего мы пониманием под насилием физическое действие — убийство, избиение (пощечины, укусы, выкручивание рук, таскание за волосы, попытки задушить, битьё ногами и т. п.). Но физическое насилие сопряжено и с другими видами насилия.

Физическое насилие проявляется в том, что насильник бьёт, толкает свою жертву, причиняет ей боль, бросает в неё предметы, угрожает оружием или ранит, не дает заснуть ночью, препятствует попыткам обратиться за помощью или уйти из дома, не оказывает помощь женщине, когда она больна, беременна, беспомощна. Побои никогда не являются случайностью: это осознанное действие, которое направлено на установление контроля над другим человеком.

Подвергаясь физическому насилию, женщины, как правило, не обращаются за медицинской помощью, не желая делать свою «позорную» тайну достоянием общественности. Многие из них испытывают чувство агрессии и желание отомстить, используя любые средства, кроме обращения в правоохранительные органы, так как не чувствуют реальной помощи и защиты со стороны государства. 75% женщин, отбывающих наказание за убийство, убили своих насильников-мужей или партнеров. Произошло это потому, что они долго подвергались насилию, искали и не нашли помощи. Для них убийство оказалось единственным выходом из сложившейся страшной ситуации. Почти все осужденные не сожалеют о содеянном, так как жизнь их была превращена в сущий ад.

Психологическое насилие: унижение, упрёки, пренебрежительное отношение и демонстрация превосходства, запугивание и угрозы причинения вреда, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность, вмешательство в личную жизнь, принуждение к вступлению в брак, доведение до самоубийства.

Особенно тяжелы для женщины угрозы в адрес детей и других родственников и шантаж. Психику женщины травмируют постоянное подчеркивание партнером своего превосходства в образовании, профессии, социальном положении, использование женщины в роли служанки, принятие всех важных решений без учета её мнения и многое другое.

Насильник критикует женщину, говоря, например, что она слишком глупая, толстая или тощая, плохая хозяйка, мать, по разному поводу поднимает её на смех, подтрунивает над её убеждениями, публично унижает её. Психологическое насилие формирует у женщины заниженную самооценку, неуверенность в себе и своих силах, ощущение несостоятельности и ничтожности.

Неуважение к своей личности, низкая самооценка равносильны отречению от человеческого достоинства. Порой насильник, желая нанести психическую травму женщине, угрожает забрать детей, наказывает их или запрещает матери общаться с ними.

Словесное насилие — угрозы, ругательства, крики — в обществе не считается насилием и воспринимается как в пословице: «милые бранятся — только тешатся». Однако оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань — это скрытая или явная угроза, выражение пренебрежения, унижение личности, проявление агрессии, нацеленной на оскорбление другого человека. К великому сожалению, эта форма насилия практически стала нормой нашей жизни, стилем внутрисемейного и межличностного общения, в которой не усматривается ни скрытая, ни явная угроза. Однако, как любая агрессия, она подавляет человека, на которого направлена. Будь то женщина или ребенок, старик или мужчина — слова порой ранят их сильнее любого действия. Постоянное состояние стресса, в котором находится жертва словесного насилия, приводит к депрессии, к изменению личности и серьезно отражается на её здоровье.

К психологическому насилию относится использование детей для установления контроля над женщиной: физическое или сексуальное насилие над ними, использование детей как заложников, борьба за родительские права.

Психологическое насилие выражается и в жесточайшем контроле со стороны мужчины: он следит, что делает женщина, куда ходит, с кем встречается, разговаривает. Он вынуждает женщину бояться его действий, взглядов, движений, громкого голоса, речей. Мужчина не замечает нежных чувств женщины, игнорирует её мнение. Манипулируя ею, он использует ложь, постоянное несогласие, обижает и оскорбляет её родственников и друзей, препятствует поддержанию отношений с ними.

Насилие против женщин приобрело такое широкое распространение и так вошло в обиход, что часто, подвергаясь насилию, они не считают, что имеют право жаловаться на это. Многие из тех, кто совершает насилие, чувствуют свою безнаказанность, потому что в обществе создалось устойчивое мнение о приемлемости или, по крайней мере, принятии домашнего избиения, сексуальных домогательств, злоупотреблений в отношении детей и других форм насилия.

Экономическое насилие: отказ отца в содержании детей, утаивание супругом доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, не учитывающих потребностей других членов семьи. От женщины требуют денежный отчет, препятствуют её устройству на работу, выдают деньги только по её просьбе, ограничивают в тратах и т. п.

Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа, изнасилование или причинение боли и вреда здоровью жертвы вследствие действий сексуального характера и т. п.

В сознании большинства женщин сексуальное посягательство связывается только с непосредственным физическим нападением. А вопрос о сексуальном насилии в семье считается до сих пор закрытой темой, большинство мужчин полностью исключают право женщины на отказ от сексуальных отношений и не признают изнасилование в браке.

В ситуации сексуальных домогательств важно понимать, что целью этой формы насилия является обозначение власти и подчинения.

Многие женщины не догадываются, что определённое поведение мужчин можно рассматривать как сексуальное домогательство и, значит, как уголовно наказуемое деяние.

свернуть

Характерные черты наличия насилия в семье

 

 оно никогда не начинается с внезапной вспышки ярости насильника;

 со временем жертва учится распознавать поведенческие реакции насильника и поэтому находится под гнетом ожидания насилия;

 природа насилия такова, что оно от раза к разу становится все более жестоким и опасным;

 насилие крайне редко может быть остановлено без постороннего вмешательства;

 поведение насильника имеет определенные стадии, по окончании последней цикл насилия повторяется вновь.

Женщины — жертвы насилия испытывают состояние стресса, которое характеризуется некоторыми симптомами. К ним относятся:

 повышенная тревожность;

 навязчивые воспоминания и сны;

 скрытность и стремление к одиночеству;

 склонность к депрессии;

 агрессивность жертвы по отношению к самой себе;

 чувство вины;

 эмоциональная тупость;

 зачастую — наличие суицидальных тенденций.

Такое состояние требует специального медицинского вмешательства и лечения, а также длительной психологической помощи, причем не только женщине, но и детям, которые сами не подвергались насилию, а лишь присутствовали при этом. При сексуальном насилии эта психологическая поддержка может длиться несколько лет; при домашнем насилии, как считают эксперты, — от шести месяцев до года.


свернуть

Как противостоять насилию?

Рассмотрим один из возможных вариантов поведения в ситуации домашнего насилия. Важным является создание собственного плана безопасности в случае акта насилия:

 если вы уже подвергались насилию, то следует сделать так, чтобы телефоны милиции, службы социальной помощи были доступны вам и вашим детям при необходимости;

 подумайте о друзьях или соседях, которым вы могли бы рассказать о насилии и которых вы могли бы попросить позвонить в милицию, когда они услышат подозрительный шум в вашем доме;

 наметьте как минимум три места, куда бы вы могли пойти, если оставите дом;

 доверьте какую-то сумму денег, одежду и копии самых важных документов близким друзьям, родственникам или соседям;

 подумайте о том, чтобы у вас всегда была возможность позвонить (по мобильному телефону), отработайте маршрут вашего бегства с человеком, которому вы доверяете, и время от времени пересматривайте план вашей безопасности;

 самое важное — взять с собой детей, все остальное второстепенно.

свернуть

Признаки жестокого обращения с детьми

Существует ряд признаков, по которым можно распознать детей, подвергающихся жестокому обращению. Эти признаки могут быть у любого ребёнка, но когда они переходят в крайности или присутствует более пяти признаков, то жестокое обращение следует рассматривать как одну из возможных причин этого.

Некоторые дети, которые испытали жестокое обращение, становятся чрезвычайно замкнутыми и запуганными. Другие, наоборот, могут быть дружелюбными и общительными. Поведение может характеризоваться переходом одной крайности в другую, объединять в себе разные типы и продолжаться длительное время. Ребёнок может сам обратиться к взрослому или по ряду признаков специалист поймёт, что ребёнку необходима помощь.

 

            Общие признаки, которые могут указывать на жестокое обращение:

  1. Неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием.
  2. Проблемы с памятью.
  3. Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
  4. Недоверие к взрослым.
  5. Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
  6. Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессия.
  7. Постоянное присутствие таких чувств, как страх, вина, стыд, смущение. Повышенная тревожность.
  8. Депрессии.

 

            Наряду с общими, каждый вид имеет специфические признаки:

  1. Признаки физического насилия заметить легче, чем признаки сексуального или психологического, из-за характера нанесённых повреждений.

Это:

▪ синяки, царапины, ссадины, раны, следы от ударов ремнём или следы от укусов, прижигания сигаретой или горячими предметами, любые другие ожоги, которые могут быть на лице, теле, конечностях;

▪ ожоги кистей рук и ожоги ног горячими жидкостями, в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

▪ повреждения или переломы костей, припухлости и болезненность суставов;

▪ выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

▪ участки облысения, кровоподтёки на голове;

▪ повреждения внутренних органов;

 

Возрастные особенности в поведении детей:

Дети до трёх лет:

▪ плаксивость;

▪ боязнь родителей или других взрослых;

▪ реакция испуга на плач и крик других детей;

▪ плохо развитые навыки общения;

▪ крайности в поведении – от агрессивного до полного равнодушия.

 

От трёх до семи лет:

▪ чрезмерная уступчивость и заискивающее поведение;

▪ пассивная реакция на боль;

▪ негативизм;

▪ агрессивность;

▪ жестокость по отношению к животным;

▪ воровство;

▪ лживость;

▪ отставание в речевом развитии.

 

Младший школьный возраст:

▪ откровенная попытка скрыть причину повреждений и травм;

▪ отсутствие друзей;

▪ нежелание вернуться домой после (боязнь)

▪ плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

▪ агрессивность.

 

Подростковый возраст:

▪ побеги из дома;

▪ употребление ПАВ;

▪ попытки совершить самоубийство;

▪ криминальное и асоциальное поведение.

 

Ключом к разоблачению жестокого обращения становится проверка соответствия рассказа характеру повреждений.

 

  1. Сексуальное насилие выявить сложнее, поскольку повреждения не всегда являются очевидными.

 

Выявляется по характеру следующих травм и заболеваний:

▪ это повреждения генитальной, анальной областей тела;

▪ нарушение целостности девственной плевы;

▪ «зияние» ануса;

▪ заболевания, передающиеся половым путём;

▪ беременность;

▪ следы спермы на одежде, коже, области бёдер и половых органов;

▪ недержание кала, энурез;

▪ нервно-психические расстройства;

▪ психосоматические расстройства (например, инфекция мочеиспускательных путей, которая редко встречается у детей), иногда дети жалуются на боль в животе или «где-то там», частая рвота).

 

Выявляется по особенностям психического состояния и поведения:

 

Дошкольный возраст:

▪ страхи и фобии;

▪ ночные кошмары;

▪ регрессивное поведение (поступки, для детей более младшего возраста);

▪ наличие не свойственных возрасту знаний о сексуальном поведении: сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

▪ открытая мастурбация;

▪ употребление слов, связанных с интимными частями тела.

 

Младший школьный возраст:

▪ резкое ухудшение успеваемости или, наоборот, неожиданное появление мотивации хорошо учиться;

▪ рассредоточенное внимание;

▪ наличие несвойственных возрасту знаний о половых вопросах;

▪ сексуально окрашенное поведение;

▪ гнев, агрессивное поведение;

▪ деструктивное поведение;

▪ ухудшение взаимоотношений с окружающими;

▪ мастурбация;

▪ эмоциональные проблемы: чувство испорченности, чувство вины, страх того, что происходящее с ребёнком станет известно окружающим.

 

Подростковый возраст:

▪ угрозы или попытки самоубийства;

▪ употребление ПАВ;

▪ депрессия;

▪ низкая самооценка;

▪ агрессивное, асоциальное поведение;

▪ уходы из дома;

▪ проституция, беспорядочные половые связи;

▪ насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

 

  1. Как распознать ребёнка, потребностями и нуждами которого пренебрегают?

 

Внешние проявления:

▪ утомлённый, сонный вид;

▪ бледное лицо, опухшие веки;

▪ у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

▪ одежда, имеющая неряшливый вид, не соответствующая времени года, размеру ребёнка;

▪ нечистоплотность, неприятный запах от одежды или от тела.

 

Физические признаки:

▪ отставание в весе и росте от сверстников;

▪ педикулёз;

▪ чесотка;

▪ частые «несчастные случаи»;

▪ гнойные или хронические инфекционные заболевания;

▪ запущенный кариес;

▪ отсутствие надлежащих прививок;

▪ задержка речевого или психического развития.

 

Особенности поведения:

▪ постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

▪ неумение играть;

▪ ищет внимания, участия;

▪ пропуски школьных занятий;

▪ крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого на себя;

▪ («герой семьи» в семье алкоголиков), псевдовзрослая манера поведения; агрессивен или дружелюбен; интерактивен или замкнут, апатичен, подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает общаться (или не умеет);

▪ склонность к поджогам;

▪ жестокость к животным;

▪ мастурбация;

▪ сосание пальцев или краёв одежды, сосание языка.

 

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие может проявляться в следующих признаках:

 

▪ задержка психического развития;

▪ проблемы с концентрацией внимания;

▪ плохая успеваемость или наоборот;

▪ низкая самооценка;

▪ гнев, направленный на других или на себя;

▪ подавленное настроение, депрессия;

▪ попытки суицида;

▪ неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, агрессивность);

▪ ложь, воровство и другие девиации в поведении;

▪ нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и многие другие.

 

Дошкольный возраст:

▪ характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец (губу, одеяло и пр.)

 

Младший школьный возраст:

▪ проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

 

Препубертатный период:

▪ могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

 

Пубертатный период:

▪ депрессия, саморазрушающее поведение (создание конфликтогенных ситуаций, самоистязание), низкая самооценка, психосоматические заболевания.

 

Все формы насилия, так или иначе, сопряжены с эмоциональным насилием.

свернуть

Памятка родителям «Жестокое обращение с детьми»

Ребенок — Человек! Этот Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  • страх;
  • возмущение, протест;
  • обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
  • разрушение «нравственных тормозов»;
  • стремление к обману, изворотливость;
  • потерю способности к здравому рассуждению;
  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;
  • ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

v Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

v  Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

v  Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

v  Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

v Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

v  Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

v  Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

v  Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

v  Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

свернуть

Нет насилию в семье