Существует ряд признаков, по которым можно распознать детей, подвергающихся жестокому обращению. Эти признаки могут быть у любого ребёнка, но когда они переходят в крайности или присутствует более пяти признаков, то жестокое обращение следует рассматривать как одну из возможных причин этого.
Некоторые дети, которые испытали жестокое обращение, становятся чрезвычайно замкнутыми и запуганными. Другие, наоборот, могут быть дружелюбными и общительными. Поведение может характеризоваться переходом одной крайности в другую, объединять в себе разные типы и продолжаться длительное время. Ребёнок может сам обратиться к взрослому или по ряду признаков специалист поймёт, что ребёнку необходима помощь.
Общие признаки, которые могут указывать на жестокое обращение:
- Неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием.
- Проблемы с памятью.
- Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
- Недоверие к взрослым.
- Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
- Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессия.
- Постоянное присутствие таких чувств, как страх, вина, стыд, смущение. Повышенная тревожность.
- Депрессии.
Наряду с общими, каждый вид имеет специфические признаки:
- Признаки физического насилия заметить легче, чем признаки сексуального или психологического, из-за характера нанесённых повреждений.
Это:
▪ синяки, царапины, ссадины, раны, следы от ударов ремнём или следы от укусов, прижигания сигаретой или горячими предметами, любые другие ожоги, которые могут быть на лице, теле, конечностях;
▪ ожоги кистей рук и ожоги ног горячими жидкостями, в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
▪ повреждения или переломы костей, припухлости и болезненность суставов;
▪ выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
▪ участки облысения, кровоподтёки на голове;
▪ повреждения внутренних органов;
Возрастные особенности в поведении детей:
Дети до трёх лет:
▪ плаксивость;
▪ боязнь родителей или других взрослых;
▪ реакция испуга на плач и крик других детей;
▪ плохо развитые навыки общения;
▪ крайности в поведении – от агрессивного до полного равнодушия.
От трёх до семи лет:
▪ чрезмерная уступчивость и заискивающее поведение;
▪ пассивная реакция на боль;
▪ негативизм;
▪ агрессивность;
▪ жестокость по отношению к животным;
▪ воровство;
▪ лживость;
▪ отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст:
▪ откровенная попытка скрыть причину повреждений и травм;
▪ отсутствие друзей;
▪ нежелание вернуться домой после (боязнь)
▪ плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
▪ агрессивность.
Подростковый возраст:
▪ побеги из дома;
▪ употребление ПАВ;
▪ попытки совершить самоубийство;
▪ криминальное и асоциальное поведение.
Ключом к разоблачению жестокого обращения становится проверка соответствия рассказа характеру повреждений.
- Сексуальное насилие выявить сложнее, поскольку повреждения не всегда являются очевидными.
Выявляется по характеру следующих травм и заболеваний:
▪ это повреждения генитальной, анальной областей тела;
▪ нарушение целостности девственной плевы;
▪ «зияние» ануса;
▪ заболевания, передающиеся половым путём;
▪ беременность;
▪ следы спермы на одежде, коже, области бёдер и половых органов;
▪ недержание кала, энурез;
▪ нервно-психические расстройства;
▪ психосоматические расстройства (например, инфекция мочеиспускательных путей, которая редко встречается у детей), иногда дети жалуются на боль в животе или «где-то там», частая рвота).
Выявляется по особенностям психического состояния и поведения:
Дошкольный возраст:
▪ страхи и фобии;
▪ ночные кошмары;
▪ регрессивное поведение (поступки, для детей более младшего возраста);
▪ наличие не свойственных возрасту знаний о сексуальном поведении: сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
▪ открытая мастурбация;
▪ употребление слов, связанных с интимными частями тела.
Младший школьный возраст:
▪ резкое ухудшение успеваемости или, наоборот, неожиданное появление мотивации хорошо учиться;
▪ рассредоточенное внимание;
▪ наличие несвойственных возрасту знаний о половых вопросах;
▪ сексуально окрашенное поведение;
▪ гнев, агрессивное поведение;
▪ деструктивное поведение;
▪ ухудшение взаимоотношений с окружающими;
▪ мастурбация;
▪ эмоциональные проблемы: чувство испорченности, чувство вины, страх того, что происходящее с ребёнком станет известно окружающим.
Подростковый возраст:
▪ угрозы или попытки самоубийства;
▪ употребление ПАВ;
▪ депрессия;
▪ низкая самооценка;
▪ агрессивное, асоциальное поведение;
▪ уходы из дома;
▪ проституция, беспорядочные половые связи;
▪ насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
- Как распознать ребёнка, потребностями и нуждами которого пренебрегают?
Внешние проявления:
▪ утомлённый, сонный вид;
▪ бледное лицо, опухшие веки;
▪ у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
▪ одежда, имеющая неряшливый вид, не соответствующая времени года, размеру ребёнка;
▪ нечистоплотность, неприятный запах от одежды или от тела.
Физические признаки:
▪ отставание в весе и росте от сверстников;
▪ педикулёз;
▪ чесотка;
▪ частые «несчастные случаи»;
▪ гнойные или хронические инфекционные заболевания;
▪ запущенный кариес;
▪ отсутствие надлежащих прививок;
▪ задержка речевого или психического развития.
Особенности поведения:
▪ постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
▪ неумение играть;
▪ ищет внимания, участия;
▪ пропуски школьных занятий;
▪ крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого на себя;
▪ («герой семьи» в семье алкоголиков), псевдовзрослая манера поведения; агрессивен или дружелюбен; интерактивен или замкнут, апатичен, подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает общаться (или не умеет);
▪ склонность к поджогам;
▪ жестокость к животным;
▪ мастурбация;
▪ сосание пальцев или краёв одежды, сосание языка.
- Психологическое (эмоциональное) насилие может проявляться в следующих признаках:
▪ задержка психического развития;
▪ проблемы с концентрацией внимания;
▪ плохая успеваемость или наоборот;
▪ низкая самооценка;
▪ гнев, направленный на других или на себя;
▪ подавленное настроение, депрессия;
▪ попытки суицида;
▪ неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, агрессивность);
▪ ложь, воровство и другие девиации в поведении;
▪ нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и многие другие.
Дошкольный возраст:
▪ характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец (губу, одеяло и пр.)
Младший школьный возраст:
▪ проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
Препубертатный период:
▪ могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
Пубертатный период:
▪ депрессия, саморазрушающее поведение (создание конфликтогенных ситуаций, самоистязание), низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Все формы насилия, так или иначе, сопряжены с эмоциональным насилием.