Профориентация

Как помочь своему ребенку в выборе профессии

План проведения беседы

по профессиональному самоопределению

Успех такой беседы во многом зависит от того, установлены ли у родителей со своим ребенком доверительные отношения. Неприемлемым во время беседы является какое-либо давление, директивный тон, навязывание собственного мнения. Акцент необходимо делать на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда, когда он осознан, самостоятелен, и когда ему предшествует большая, кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Непременное условие— максимальная доброжелательность и заинтересованность в судьбе сына/дочери со стороны родителей.

 

Содержание:

  1. Уточните профессиональные намерения, т. е. узнайте, что собирается делать ваш сын или дочь после окончания 11-го класса.
  2. Узнайте о том, что советуют вашему ребенку выбрать педагоги после окончания лицея, согласен ли сын/дочь с их мнением.
  3. Проясните познавательные интересы («любимые» и «нелюбимые» предметы); есть ли интересы, связанные с выбором профессии; как развивает интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, встреча со специалистом, посещение учебных заведений и др.).
  4. Определите склонности (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время). Есть ли склонности, связанные с выбором профессии.
  5. Уточните способности (какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности). Есть ли профессиональные способности, то есть способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, углубляет знания о профессии и др.)? Совпадают ли интересы, склонности и способности учащегося? Знает ли учащийся мнение учителей и классного руководителя о его способностях? Согласен ли он с их мнением?
  6. Определите, как ваш ребенок оценивает достигнутые успехи в учебной деятельности. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? В случае неосуществления основных планов, есть ли запасные?
  7. Обсудите личностные качества вашего ребенка (например, его общительность, трудолюбие и др.). Какие личностные качества, по его мнению, наиболее ярко у него выражены (положительные и отрицательные). Какие качества, по его мнению, необходимо развивать для успешного освоения избираемой профессии? Как он развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? Занимается ли самовоспитанием?
  8. Дайте ребенку советы по подготовке к выбору профессионального пути (можно рекомендовать список литературы для чтения, кружок или курсы, встречу со специалистом, дать совет по развитию индивидуальных качеств). С этой целью родители и ребенок совместно составляют план и программу самоподготовки к выбору профессии.

Итак, профессиональное самоопределение — это совместная работа родителей, педагогов и старшеклассника по выработке профессионального плана. В результате чего должны быть получены:

- развернутое решение о выборе профессиональной деятельности (профессия, запасной вариант, учебное заведение);

- способы достижения цели;

- положительное эмоциональное отношение к принятому решению;

- уверенность в возможности достижения принятого решения.

В случае затруднений рекомендуется обратиться за помощью к психологу и прийти на профконсультацию. Профконсультация, прежде всего, помогает старшекласснику увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, выявляет сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху.

 

Беседа за несколько месяцев до выбора профессии (в выпускных классах) предполагает конкретизацию  профессиональных интересов, а также путей подготовки к профессии и поступлению в соответствующее учебное заведение. Главное — определение, коррекция, а по возможности, и формирование у выпускника умения самостоятельно намечать дальние, ближние и ближайшие профессиональные цели с учетом возможностей и перспективы их развития, а также согласовать профессиональные цели с другими целями жизни.

 

Чем можно воспользоваться при

проведении беседы:

- справочниками для поступающих в вузы;

- информацией на сайтах kudapostupat.by и abiturient.by

- рейтингами учебных заведений;

- правилами приема в учебные заведения;

- информацией о подготовительных курсах;

- классификатором специальностей, которые можно получить в учебных заведениях города Бреста и Республики Беларусь

 

Материал подготовлен СППС лицея

свернуть

Выбор профессии для экстраверта и интроверта

Есть профессии, в которых экстраверты и интроверты чувствуют себя комфортнее. И наоборот, где ощущают себя не в своей тарелке. Мы расскажем, чем отличаются эти типы личности и в каких профессиях они могут преуспеть.

Кто ваш ребенок: экстраверт или интроверт?

Существует множество различных трактовок экстравертности и интровертности. Экстраверта можно описать как человека, который всю свою жизненную энергию направляет на окружающий мир. Он не может обходиться без общения, любит внимание к себе, умеет выступать на публике и без проблем завязывает знакомства. Экстраверт — это клубочек энергии, который постоянно её растрачивает. А затем вновь восполняет за счёт контакта с внешним миром. Интроверт же направляет жизненную энергию во внутренний мир, он не так общителен, ему по душе небольшие компании. Такой человек не растрачивает энергию, а накапливает её в себе. Он чувствует опустошение после общественных мероприятий, но после легко восстанавливает силы в одиночестве.

Профессии для экстраверта: менеджер, журналист, ведущий, гид, секретарь, юрист,педагог, врач, психолог, политик и другие профессии, которые подразумевают частое общение с людьми.

Профессии для интроверта: программист, инженер, водитель, бухгалтер, ветеринар, писатель, переводчик, художник, корректор, редактор, библиотекарь, статистик, флорист, лаборант и другие профессии, которые позволяют работать в одиночестве.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: «А если ребенок  уже определился с профессией, но по списку выше получилось так, что она ему не подходит?» Давайте порассуждаем. Экстраверт, выбрав себе тихую и спокойную работу, вероятнее всего, приходя после работы, будет «фонтанировать» нерастраченной энергией, вынося мозг всем окружающим. А интроверт, которому придётся постоянно находиться в центре событий, будет ощущать себя выжатым лимоном.

В таком случае помогите найти компромисс. Интроверт, например, может выбрать внутри профессии специализацию с минимальным количеством контактов (например, в журналистике — корректор, в медицине — стоматолог). Экстраверту лучше выпускать пар в перерывах или после рабочего дня в кругу друзей. Способы снять напряжение понадобятся, иначе работа в таком режиме приведёт к эмоциональному выгоранию и стрессу. Чтобы предотвратить подобное, обратись к психологу-профориентологу: он знает все тонкости выбора профессии для экстравертов и интровертов. Актёр Киану Ривз, певица Леди Гага, режиссёр Стивен Спилберг известны своей интровертностью, но она не помешала им построить карьеру в шоу-бизнесе. Экстраверты тоже способны добиться успеха в профессиях, которые не очень подходят к их способностям: физик Стивен Хокинг, изобретатель Илон Маск, художник Бэнкси и другие.

«Не могжет отнести себя ни к экстравертам, ни к интровертам. Кто он?»

Амбиверт. Именно так называют промежуточный тип между экстравертом и интровертом. Это самый гибкий тип личности, который умеет под всё подстраиваться, а значит, выбор профессии неограниченный. В разных ситуациях у него проявляются качества то экстраверта, то интроверта. Одни видят амбивертов скромными тихонями, другие — коммуникабельными весельчаками. Они хорошо понимают других людей, умеют общаться с любым психологическим типом, и у них есть лидерские качества. Амбивертам по плечу любая профессия, но есть специальности, в которых они особенно преуспевают: фрилансер, организатор мероприятий, социальный работник, менеджер, торговый посредник, писатель, политик, дипломат, актёр.

Конечно, умственные, творческие и психологические способности во многом определяют выбор профессии. Но это не значит, что нужно отказаться от мечты, если в теории эта специальность тебе не подходит. На практике всё может быть иначе: интровертный репортёр будет чувствовать себя так же хорошо на любимой работе, как экстравертный учёный и амбивертный секретарь.

 Подробнее смотри на  info@adukar.by

свернуть

Как правильно выбрать ВУЗ

Перед абитуриентами и их родителями стоит непростая задача — выбор будущей специальности и вуза, в котором эту специальность можно получить. Чтобы не ошибиться в своем первом взрослом решении, абитуриенту нужно практично и реально оценивать вуз, в котором он будет учиться, и опираться на конкретные факты, а не на рекламу.

 

  1. Успешность выпускников

 

Самый важный показатель любого учреждения высшего образования – востребованность его выпускников на рынке труда. Обычно на  сайте  вуза есть такая информация. Обратите внимание на отзывы выпускников.

 

  1. Репутация вуза

 

Узнайте о репутации вуза у работодателей. Диплом престижного учреждения образования с успешной историей ценится гораздо выше диплома малоизвестного вуза.

 

  1. Внедрение современных методов и технологий

 

 Интерактивные лекции, вебинары, он-лайн тестирование в сочетании с традиционными методами обучения дают возможность получить действительно современные знания, соответствующие времени и практическим требованиям работодателей.

 

  1. Преподавательский состав

 

Сильное конкурентное преимущество любого учебного заведения. В штате должны быть, как научные работники, так и практики, а также спикеры, коучи, бизнес-тренеры, постоянно совершенствующиеся и следящие за всеми изменениями в той или иной отрасли. А изменения происходят постоянно.

 

  1. Стоимость обучения

 

Помните, что качественное не может быть дешевым. Но в некоторых вузах, обычно государственных, имеются реальные возможности получения скидок (до 60%) на обучение.

 

  1. Международное сотрудничество

 

Есть ли в Институте международные стажировки, с какими ассоциациями и престижными вузами каких стран заключены партнерские договоры, есть ли программы обмена? Все это говорит о статусности учебного заведения, его рейтинге и качестве образовательных услуг.

 

  1. Иностранный язык

 

Обратите внимание на уровень подготовки по иностранному языку в вузе. Знание иностранного языка поможет получить желаемую работу и успешно продвигаться по карьерной лестнице. В эпоху глобализации работодатели ценят людей, способных общаться на иностранных языках. Современные вузы, понимая это, вводят программы обучения полностью на английском языке. Например, в Институте бизнеса БГУ реализованы англоязычные программы специальности «Маркетинг» и «Бизнес-администрирование».

 

  1. Проходные баллы

 

Показателем престижности вуза и выбранной специальности является информация о проходных баллах за несколько предыдущих лет. Высокий проходной балл обычно служит хорошим показателем уровня учебного заведения, говорит об окружении.

 

Чтобы почувствовать атмосферу вуза, пообщаться с руководством, сотрудниками и студентами, обязательно посетите День открытых дверей. Подпишитесь на выбранное учреждение образования в социальных сетях.

свернуть

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте уверенность ребенка в свои силы. Чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Помогите ребенку распределить нагрузку по дням, обеспечьте удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал, контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
  • При подготовке к экзаменам очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках  и повесить над столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Большое значение  имеет умение ориентироваться во времени и его распределении.  Умение концентрироваться снимет излишнюю тревожность.
  • Накануне экзамена ребенок должен полноценно отдохнуть и выспаться.
  • Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Во время экзамена: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка – не почитав до конца задание, предполагать ответ и торопиться его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант

Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить    спокойные условия для занятий.

свернуть

Советы выпускникам

Экзамены в школе – это испытание и для старшеклассников и для их семей. Психологи считают, что родители могут помочь своему ребёнку в этот сложный период.

Рекомендации:

  • Составьте распорядок дня на время подготовки к экзаменам;
  • На сон необходимо тратить не менее 8-9 часов, в этот период организм особенно нуждается в отдыхе;
  • При распределении времени занятий и отдыха, учитывайте свои биоритмы, например, не рекомендуется заниматься спортом середине дня, т.к. после физической нагрузки хочется спать и сложно снова заставить свой мозг работать;
  • «Жаворонкам» рекомендуется заниматься умственными нагрузками утром, а в вечернее время погулять на свежем воздухе или заняться спортом, «Совам» - наоборот – лучше работается по вечерам;
  • Во время умственных нагрузок необходимо устраивать небольшие перерывы, есть специальные комплексы для тех, у кого в основном сидячая работа. Особое внимание следует уделить шее и спине; идеален бассейн, он расслабляет мышцы, успокаивает нервную систему.
  • Советуем почаще менять сферу деятельности, чередовать учебные предметы, просто подвигаться, отвлечься от изучаемого материала;
  • Посидев два часа за книгами, нужно хотя бы 20 минут погулять на улице, размяться. Мозгу нужен кислород! Иначе зубрёжка будет неэффективной.
  • Не забывайте подкармливать мозг. В период осеннего авитаминоза необходимо включить в рацион фрукты, овощи, соки, витамины.

Здоровое меню

Для нормальной работы головного мозга необходимы аминокислоты, поэтому в рационе школьника, пусть в небольшом количестве, но каждый день обязательно должны присутствовать источники полноценного белка – молочные продукты (молоко, сыр, кефир, творог) мясо, рыба, яйца.

Фолиевую кислоту считают «пищей» для мозга. Основные источники:  говядина, сыр, курица, финики, зелень, печень, молоко, грибы, лосось

Холин участвует  в передаче импульса в мозг при дефиците этого элемента нарушаются функции мозга и памяти. Основные источники: мясо, молоко;

Витамин В1 оказывает положительное влияние на рост, энергию, способность к обучению, оптимизирует познавательную и мыслительную деятельность. Он содержится: в рыбе, мясе птицы, печени, арахисе, яйцах, бобовых, черносливе, изюме, зелени;

Витамин В3 улучшает память. Основным его источником являются говяжья печень, морковь, яйца, рыба, молоко, финики;

Витамин В6 – является участником большинства процессов, происходящих в организме и необходим для нормального функционирования нервной системы и мозга. Дефицит витамина В6 может проявляться головными болями, трудностями в обучении, плохой памятью, повышенной раздражительностью. Наибольшее количество этого вещества содержится в курином мясе, рыбе, семечках подсолнечника, грецких орехах, бананах, капусте;

Витамин В12 благоприятно влияет на память и обучение, помогает освоить нужную информацию. Его источники: яйца, печень, молочные продукты, морепродукты;

Йод, который содержится в морепродуктах, важен для нормального умственного развития и мыслительной деятельности;

Марганец нужен для хорошей памяти. Его много в орехах, семечках, чернике, бруснике, зелени;

Цинк, как и марганец нужен для памяти. Он содержится в яичном желтке, рыбе, бобовых, печени, мясе, семенах тыквы, морепродуктах, грибах.

                         Журнала «Здоровье школьника» №6 2007г.

 

 

 

 

свернуть